Выездная налоговая проверка: что проверяют

Сколько «стоит» налоговая проверка?

Инспекторы ФНС придерживаются мнения, что выездная проверка – самый эффективный способ контроля.

Основная цель мероприятия состоит в том, чтобы проверить, насколько правильно исчисляются налоги и как они уплачиваются. Но по сути, такую проверку организуют, чтобы выявить недоимку.

В такой ситуации неожиданность – фактор, который позволяет достичь необходимого результата.

Проводят проверку там, где зарегистрирована компания, но если у нее есть филиалы в других городах, проверить могут и их.

Если вы не согласны с результатом проверки, у вас есть право его обжаловать.

Это происходит следующим образом: как только вы получите акт выездной проверки, у вас будет ровно месяц, чтобы предоставить в налоговую свои возражения. Для полноты картины прикладывайте документы, которыми вы можете эти возражения обосновать.

Ваши возражения рассмотрит руководитель той инспекции, которая осуществляла проверку вашей компании.

калькулятор

На рассмотрение у него есть десять дней. Этот срок он может и продлить, но не более, чем на 1 месяц. Также вы можете участвовать в рассмотрении лично.

Как только ваши возражения рассмотрят, будет вынесено решение.

Оно может быть следующим:

  • Вас привлекут к ответственности за нарушение налогового законодательства;
  • В привлечении будет отказано.

Кроме этого, обжаловать решение ФНС вы можете, обратившись в судебные органы.

В заключительной части нашего разговора хотелось бы привести несколько рекомендаций специалистов, рассказывающих о том, как предпринимателю правильно вести себя в ситуации, когда налоговые инспекторы приехали с проверкой к нему в офис.

Выездная налоговая проверка: что проверяют

Любая налоговая проверка – это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.

Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше – 7,1 млн рублей.

Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.

Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.

Согласно докладу ФНС на 2014-2017 годы запланировано:

  • повысить эффективность работы по противодействию применения схем уклонения от налогообложения, в том числе с использованием офшорных компаний и фирм-однодневок;
  • повысить качество контрольных мероприятий, основанных на проведении аналитически проработанных точечных проверок в высокорискованных сферах деятельности;
  • создать систему контроля за применением контрольно-кассовой техники и полнотой учета выручки, основанной на передаче данных в адрес налоговых органов в электронном виде (об этом уже начатом эксперименте мы писали в статье про кассовый аппарат);
  • повысить эффективность взыскания сумм, доначисленных по результатам налоговых проверок, с принятием всего комплекса мер, включая привлечение к субсидиарной ответственности руководителей (учредителей) организаций, уклоняющихся от уплаты налогов (то есть, об ограниченной ответственности участников ООО по обязательствам юридического лица, в частности, по налоговым, скоро можно будет забыть);
  • повысить качество и результативность проведения камеральных проверок и др.

Как-то не очень убедительно выглядит на фоне такой эффективности работы (имеющейся и планируемой) налоговых органов презумпция добросовестности налогоплательщика, выраженная в статье 3(7) НК РФ: «Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика».

Конечно, не все налогоплательщики представляют для налоговой инспекции одинаковый интерес. Все-таки, административный ресурс ФНС ограничен, и в первую очередь, заниматься они будут крупными предприятиями или уж очень явными нарушителями налогового законодательства. Можно прекрасно проработать многие годы без особых проблем с фискалами, для чего надо тщательно соблюдать правила ведения налогового учета (плюс бухгалтерского – для организаций), оформления документооборота, своевременно перечислять платежи и налоги, соблюдать трудовое законодательство.

Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.

Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.

Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.

Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.

По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.

Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа.

Выездная налоговая проверка: что проверяют

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства – одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев.

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки  в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Критерии риска проведения выездной налоговой проверки

Действует ряд ограничений, связанных с этой процедурой.

Они состоят в следующем:

  • Нельзя проверять документацию, которой более трех лет;
  • Не проверяют одни и те же документы 2 раза за один период.

Есть ряд условий, при наличии которых ваша фирма вполне может стать объектом выездной проверки.

Рассмотрим их:

  1. Расходы вашей компании практически равны сумме доходов.
  2. За проверяемый период вы оформили несколько налоговых вычетов.
  3. Расходы компании превысили уровень ее доходов.
  4. В экономических показателях выявлено несоответствие.
  5. Появилась информация о том, что в вашей компании испорчена либо уничтожена финансовая документация.

Нередко не только мелкие, но и крупные компании не могут удержаться на плаву из-за кризисных явлений в экономике. В такой ситуации руководитель принимает решение провести ликвидацию компании.

При этом стоит знать, что ликвидация может осуществляться как в добровольном порядке, так и в принудительном.

Далее поговорим о том, как осуществляются выездные налоговые проверки, если компания находится в процессе ликвидации.

Чаще всего проверяют ООО. Представители налоговой выясняют, какие обязательства компания не выполнила и почему. Поэтому изначально, после принятия решения о ликвидации организация должна поставить в известность об этом налоговую инспекцию.

Важно то, что ФНС может и отказаться от проведения такой проверки, но в этом случае требовать от компании возврата неуплаченных средств инспекторы не смогут.

Запомните, что проверка – это право ФНС, а не обязанность.

Правила проведения

  • Вы должны предоставить инспекторам помещение, в котором они смогут проверять документацию;
  • Проверке подвергаются только документы за последние три года;
  • Если вы руководитель компании, то можете присутствовать на каждом этапе проверки.

На практике выездную проверку чаще всего проводят. Поэтому, если решили закрыть компанию, подготовьте всю необходимую документацию.

Выездная налоговая проверка: что проверяют

Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность не включения в план выездных налоговых проверок». (Из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок)

В приложении к этому документу приводится 12 основных критериев, рекомендуемых налогоплательщикам для самостоятельной оценки рисков проведения выездных налоговых проверок:

  1. Налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по виду экономической деятельности или в конкретной отрасли. Рассчитывается налоговая нагрузка как соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) налогоплательщика.
  2. В налоговой или бухгалтерской отчетности отражаются убытки на протяжении двух и более лет.
  3. Среднемесячная зарплата работников ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Такие официальные данные можно найти на сайте Росстата.
  4. Неоднократное приближение к предельному значению величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. Имеются в виду такие показатели как: приближение к максимальному уровню доходов на УСН (в 2017 году – 150 млн. рублей); площадь торгового зала в 150 кв. м для ЕНВД; количество работников на спецрежиме (100 человек для УСН и ЕНВД или 15 человек для ПСН) и др.
  5. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Этот критерий риска относится к ИП на общей системе налогообложения. Рисковым считается значение совершенных расходов в 83% и более от доходов.
  6. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) – для организаций на ОСНО.
  7. Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога превышает 89% за период 12 месяцев.
  8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности. Как видите, рискованно не отвечать на запросы налоговой инспекции по результатам камеральной проверки деклараций.
  9. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Под деловой целью подразумевается, что любая деятельность налогоплательщика должна быть направлена на получение прибыли.
  10. Неоднократное, более двух раз, снятие и постановка на учет в налоговых органах организации в связи с изменением юридического адреса (так называемая миграция между налоговыми инспекциями).
  11. Значительное (на 10% и более)отклонение уровня рентабельности по данным бухучета от среднего уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Подозрительным, с точки зрения налоговых органов, являются отношения с партнерами – недобросовестными контрагентами. Критерием риска, в том числе, является отсутствие: личных контактов руководства или уполномоченных должностных лиц при обсуждении условий поставок и подписании договоров; информации о фактическом местонахождении контрагента и его площадей; документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента или его представителя; информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ и др.

Выездную налоговую проверку инспекция проводит в помещении, которое предоставляет организация. Если у организации нет возможности предоставить необходимое помещение, проверка проводится по местонахождению налоговой инспекции. Это следует из пункта 1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут:

  • запрашивать документы у проверяемой организации;
  • требовать документы у контрагентов проверяемой организации и иных лиц (например, банков);
  • привлекать к проверке специалистов и переводчиков;
  • инвентаризировать имущество проверяемой организации;
  • проводить осмотры помещений, используемых проверяемой организацией;
  • проводить выемку документов и предметов, принадлежащих проверяемой организации.

Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.

Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.

Порядок выемки документации

Для того чтобы это мероприятие было проведено, требуются серьезные основания.

В частности:

  • У налоговиков есть основания полагать, что вы скрываете или намеренно можете уничтожить документацию;
  • Чтобы проанализировать документацию, проверяющим нужны оригиналы, а не копии.

Кто может присутствовать при выемке:

  • Сотрудники вашей компании;
  • Понятые, не имеющие отношения ни к ФНС, ни к проверяемой организации;
  • Приглашенные специалисты.

Перед тем как изъять бумаги, проверяющий должен показать вам постановление и разъяснить ваши права и обязанности.

Затем предлагается отдать документацию добровольно. Если вы отказываетесь, изъятия пройдет принудительно. Если вы также отказываетесь открыть помещение, где хранятся документы, проверяющий может вскрыть его сам, при этом избегая повреждений запирающих механизмов.

Нельзя проводить это мероприятие в ночное время суток. Ночным временем считается период от 22.00 вечера до 6.00 утра. Каждый предмет упаковывается в присутствии участников выемки.

Как оформить

Изъятие бумаг производится на основе постановления.

В нем должны содержаться:

  • Дата и место его составления;
  • Фамилия и инициалы инспектора, с указанием должности;
  • Основания для изъятия;
  • Опись всех подлежащих изъятию бумаг.

Оформление результатов проверки проводится посредством протокола, в котором указывается вся информация о результатах мероприятия.

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Поскольку состав «иных лиц» в статье 93.1 Налогового кодекса РФ не раскрывается, инспекция может запросить необходимые сведения у кого угодно.

Например, у обслуживающих банков или сотрудников, работающих в организации (п. 12 письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. № АС-4-2/15309). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Ситуация: какие документы в ходе выездной налоговой проверки инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации?

Налоговое законодательство не ограничивает состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

Оговорка «у контрагентов или иных лиц», которая содержится в пункте 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ, означает, что налоговая инспекция не ограничена и в источниках получения дополнительных сведений. Таким образом, в ходе выездной проверки инспекция может запрашивать любые сведения, касающиеся деятельности проверяемой организации, а также ее конкретных сделок.

При этом запросы о представлении сведений, необходимых для налогового контроля, могут быть направлены не только контрагентам проверяемой организации, но и другим лицам, которые располагают такой информацией. Сведения об организации включают в себя, в частности, информацию о наименовании организации, ее местонахождении, ИНН, КПП, руководителе, уполномоченных представителях, о деятельности организации и ее статусе.

Информация о конкретной сделке может включать в себя данные о сторонах этой сделки, ее предмете и условиях совершения. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209, ФНС России от 30 сентября 2014 г. № ЕД-4-2/19869.

Следует отметить, что по запросам налоговых инспекций контрагенты обязаны представлять только те документы (сведения), которые непосредственно касаются деятельности проверяемой организации. К таким документам могут относиться и внутренние документы контрагента, если в них содержится информация о его взаимоотношениях с проверяемой организацией.

стопка бумаг

Например, приказы о командировании в эту организацию сотрудников контрагента или штатные расписания, из которых можно сделать вывод, что контрагент располагает персоналом для выполнения обязательств по договорам, заключенным с проверяемой организацией. Такой вывод подтверждается письмом Минфина России от 9 октября 2012 г. № 03-02-07/1-246.

Требовать документы (сведения), не относящиеся к деятельности проверяемой организации, инспекция не вправе. Например, организация не обязана информировать инспекцию о деятельности другой организации, которая является ее контрагентом, но не является объектом налоговой проверки. Или о поставщиках товаров, реализованных организацией контрагенту, в отношении которого проводится проверка.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода. Суды отказывают инспекциям во взыскании штрафов, если организация не представила такую информацию, а инспекция привлекла ее к ответственности по статье 129.1 Налогового кодекса РФ (см., например, определение ВАС РФ от 9 марта 2011 г.

В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).

Поручение об истребовании документов инспекция, которая проводит выездную проверку, направляет не напрямую контрагенту проверяемой организации (иному лицу), а в инспекцию по месту учета данного контрагента (иного лица) (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В свою очередь инспекция по месту учета контрагента (иного лица) в течение пяти рабочих дней с момента получения поручения выставляет контрагенту (иному лицу) требование о представлении документов (информации), указанных в поручении.

Получив указанное требование, контрагент проверяемой организации в течение пяти рабочих дней должен исполнить его или сообщить, что не располагает истребуемыми документами (сведениями) (абз. 1 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Если контрагент проверяемой организации не успевает представить документы (сведения) в установленный срок, он может направить в инспекцию ходатайство с просьбой о его продлении (абз. 2 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Представить документы по требованию инспекции контрагент проверяемой организации должен в общем порядке (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Внимание: если организация не исполнит (несвоевременно исполнит) требование инспекции о представлении документов или информации, ее могут привлечь к налоговой и административной ответственности (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ).

Налоговая ответственность наступает, если контрагент проверяемой организации:

  • не представил сведения о ней в установленный срок;
  • отказался представить документы о ее деятельности;
  • представил документы с заведомо недостоверными сведениями.

В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.

Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Внеплановая проверка

Процедура проведения такой проверки особо не отличается от плановой. Есть только одно исключение.

проверка документа

Для того чтобы посетить вашу компанию внезапно, налоговикам не нужно ждать разрешения вышестоящей инстанции. Но и основания для подобного рода проверки должны быть вескими.

Например:

  • Деятельность вашей компании наносит ущерб здоровью людей;
  • Деятельность компании опасна для жизни окружающих;
  • Своей деятельностью организация наносит ущерб культурному наследию государства;
  • Вы не устранили нарушения, которые были выявлены ранее;
  • Есть требование прокуратуры о проведении внеплановой проверки.

Ситуации бывают такого характера, когда проверку нужно проводить экстренно, безотлагательно. Для этого в прокуратуру налоговики направляют извещение и в течение суток начинается проверка в отношении вашей компании.

Этапы осуществления

Любая проверка начинается с того, что принимается решение о ее проведении. Составляется специальный документ, который вам вручат по факту приезда инспекторов.

Если возникнет необходимость, будут взяты на экспертизу образцы документации. Могут быть приняты и более радикальные решения, документы могут изъять в полном объеме.

Что касается сроков проведения, то минимум он составляет 2 месяца. Но проблема в том, что законодатель разрешает как продлевать ее, так и приостанавливать.

У инспектора есть полное право проводить проверку в течение полугода, а с приостановлением вообще до 9 месяцев. Если учитывать все нормы закона, то проверка может производиться 15 месяцев.

Далее рассмотрим, как проводится выемка документации при выездной проверке.

Допрос свидетелей

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие могут допрашивать свидетелей. В качестве свидетеля они вправе вызвать любого, кому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проводимой проверки (п. 1 ст. 90 НК РФ). Исключение составляют:

  • лица, которые в силу своего малолетнего возраста или имеющихся у них физических или психических недостатков, не могут правильно воспринимать обстоятельства, представляющие интерес для проверяющих (например, дети до 14 лет, глухие, слепые, глухонемые, психически нездоровые лица);
  • лица, которые в силу специфики своей деятельности располагают сведениями, составляющими их профессиональную тайну (например, адвокаты, аудиторы, нотариусы).

Об этом говорится в пункте 2 статьи 90 Налогового кодекса РФ.

По общему правилу допросы свидетелей проходят в налоговой инспекции. Однако по своему усмотрению проверяющие могут допросить свидетеля и по месту его пребывания. Например, если свидетель не может самостоятельно явиться в инспекцию по причине болезни, старости или инвалидности. Это следует из положений пункта 4 статьи 90 Налогового кодекса РФ.

Чтобы вызвать свидетеля для дачи показаний, проверяющие направляют в его адрес уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Все показания свидетеля заносятся в протокол, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний свидетель может только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 3 ст. 90 НК РФ). Например, свидетель вправе не давать показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ).

Перед допросом проверяющие обязаны предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу ложных показаний. О том, что свидетель предупрежден, в протоколе делается соответствующая отметка, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Кроме того, в протоколе проверяющие должны указать следующие сведения:

  • номер и наименование протокола;
  • время начала и окончания допроса;
  • должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;
  • Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в допросе или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;
  • содержание и последовательность проведения допроса;
  • выявленные факты и обстоятельства.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 99 Налогового кодекса РФ. Протокол проверяющие составляют на русском языке (п. 1 ст. 99 НК РФ).

В конце допроса свидетель и все присутствующие вправе ознакомиться с протоколом и внести в него замечания (п. 3 ст. 99 НК РФ). После этого все участники допроса должны поставить свои подписи на протоколе (п. 4 ст. 99 НК РФ).

Свидетеля, давшего показания, инспекция вправе привлечь к рассмотрению материалов налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний, составленный с нарушениями?

Ответ: нет, не может.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). В Налоговом кодексе РФ четко предусмотрено, какие сведения должны быть отражены в протоколе свидетельских показаний. Из положений статьи 99 Налогового кодекса РФ можно сделать вывод о том, что отсутствие тех или иных сведений в протоколе, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, является основанием для непринятия протокола в качестве доказательства.

  • фактов и обстоятельств, выявленных в ходе допроса свидетеля (постановление ФАС Поволжского округа от 20 октября 2009 г. № А65-3412/2009);
  • времени начала и окончания допроса, а также данных о том, кто проводил допрос (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 января 2009 г. № Ф04-8145/2008(18783-А67-34));
  • номера и даты протокола (постановление ФАС Московского округа от 10 ноября 2008 г. № КА-А40/8619-08);
  • подписи инспектора, проводившего допрос свидетеля (постановление ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. № Ф03-2571/2009);
  • отметки о предупреждении свидетеля об ответственности (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 7 августа 2009 г. № А53-1182/2009, Дальневосточного округа от 15 июня 2009 г. № Ф03-2571/2009, Центрального округа от 25 мая 2009 г. № А48-3866/08-17, Поволжского округа от 11 марта 2009 г. № А12-17314/07).

Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний? Протокол составлен сотрудником инспекции, который не принимал участия в налоговой проверке.

Ответ: да, может.

Допрашивать свидетелей вправе должностные лица налоговой инспекции (п. 5 ст. 90 НК РФ). При этом законодательство не уточняет, что указанные лица должны принимать участие в налоговой проверке. Таким образом, провести допрос и составить протокол могут не только проверяющие, но и другие сотрудники инспекции.

Ситуация: может ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний? Протокол составлен сотрудником органов внутренних дел.

В качестве доказательства могут использоваться только протоколы допроса, составленные сотрудниками ОВД в рамках совместной налоговой проверки.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ). Сотрудники ОВД вправе проводить допросы в рамках оперативно-розыскных мероприятий (п. 1 ст. 6 Закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ). Однако при проведении и оформлении допросов они руководствуются Законом от 12 августа 1995 г.

№ 144-ФЗ, который не учитывает особенности проведения допроса, предусмотренные статьями 90 и 99 Налогового кодекса РФ. Исходя из этого, можно сделать вывод, что инспекция не вправе использовать в качестве доказательств протоколы свидетельских показаний, составленные сотрудниками ОВД. Такие протоколы не соответствуют нормам налогового законодательства.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 7 мая 2008 г. № 5948/08, от 12 сентября 2007 г. № 11096/07, постановления ФАС Московского округа от 27 января 2010 г. № КА-А4041/15360-09, от 28 апреля 2009 г. № КА-А40/2372-09, Северо-Западного округа от 21 мая 2009 г. № А42-5547/2008).

Вместе с тем, из указанного правила имеется исключение. Если в организации проводится совместная налоговая проверка, в рамках которой сотрудники ОВД проводят допросы, то протоколы свидетельских показаний, полученные по итогам таких допросов, инспекция сможет приобщить к материалам налоговой проверки и использовать их в качестве доказательства (абз. 2 п. 14 Инструкции о порядке взаимодействия, утвержденной приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).

документы

Ситуация: вправе ли инспекция при рассмотрении материалов налоговой проверки использовать в качестве доказательства протокол свидетельских показаний? Протокол составлен после окончания срока налоговой проверки.

В качестве доказательств могут использоваться только протоколы свидетельских показаний, составленные в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, на каком этапе налоговой проверки инспекция допросила свидетеля и составила протокол.

При рассмотрении материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса РФ (абз. 2 п. 4 ст. 101 НК РФ).

Если инспекция допрашивает свидетелей в рамках выездной налоговой проверки, срок проведения которой ограничен (ст. 88, 89 НК РФ), то протокол свидетельских показаний, оформленный за пределами установленных сроков, использовать в качестве доказательства инспекция не вправе. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого вывода (см.

Однако инспекция вправе допрашивать свидетелей в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Такие мероприятия имеют непосредственное отношение к налоговой проверке (камеральной, выездной), но проводятся за пределами сроков, отведенных на проверки. В качестве дополнительных мероприятий инспекции, в частности, могут допрашивать свидетелей (абз. 3 п. 6 ст. 101 НК РФ).

Порядок проведения такого допроса аналогичен общему порядку, который изложен в статье 90 Налогового кодекса РФ. Таким образом, инспекция может допросить свидетелей за пределами срока налоговой проверки. В этом случае протокол свидетельских показаний, оформленный за пределами срока налоговой проверки, инспекция вправе использовать в качестве доказательства при рассмотрении материалов проверки.

О правомерности проведения допросов свидетелей в ходе камеральных налоговых проверок см. Какие полномочия имеет налоговая инспекция при камеральной налоговой проверке.

молоток

Внимание: за неявку для дачи показаний или за уклонение от явки без уважительных причин свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 1000 руб. (ст. 128 НК РФ).

Внимание: за неправомерный отказ от дачи показаний либо за дачу ложных показаний свидетель может быть привлечен к налоговой ответственности. Размер штрафа составляет 3000 руб. (ст. 128 НК РФ).

Права проверяющих

Данный вид инспектирования осуществляется на основании приказа начальника налогового органа либо его заместителя. Инспектора в этом случае выезжают непосредственно к месту проведения проверки, которая может быть двух видов:

  • Сплошная – когда досконально исследуется вся налоговая документация (в частности при ликвидации ООО);
  • Выборочная – инспектирование обращено на какой-то один или несколько пунктов налоговой статьи.

Чаще всего в практике используется первый метод, как более достоверный и точный. Кроме того, при выборочной проверке ее выводы зачастую признаются недействительными. Перед проведением данный процедуры, как правило, вначале делают предпроверочный анализ организации.

В ходе инспектирования в отношении предприятия исследованию подлежат следующие виды документов:

  • журнал доходов и расходов;
  • квитанции об уплате налогов по НДС;
  • книга затрат на приобретение товаров и прочих покупок;
  • путевые листы и накладные;
  • заполненный график продаж;
  • счета-фактуры и их соответствие установленным требованиям и образцам;
  • платежные реквизиты, чеки и выписки из банков.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех последних лет по календарю, который предшествует году, когда был вынесен приказ об инспектировании – статья 89 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Акт выездной нп

Возникла проблема? Позвоните юристу:

7 (499) 703-46-28 – Москва, Московская область
7 (812) 309-76-23 – Санкт-Петербург, Ленинградская область

Звонок бесплатный!

  • номер акта;
  • наименование организации, личные данные налогоплательщика (ФИО, ИНН);
  • число, месяц и год его составления;
  • данные проверяющих юридических лиц (инспектора или группы инспекторов);
  • точный адрес предприятия;
  • каким методом производился осмотр объекта и предметов труда;
  • какие были выявлены проблемы организации;
  • рекомендованный комплекс действий по устранению недочетов;
  • перечень убытков;
  • решения, выводы и постановления о привлечении виновных к ответственности;
  • ссылка на статью НК РФ, на основании которой был составлен данный акт.

Перед началом инспектирования налоговыми работниками составляется план действий, на основании которого должен быть проверен объект. В него также входят основные задачи проверки и указывается список лиц, которые должны присутствовать при осмотре организации.

Выездная НП, согласно законодательству, по времени не должна продолжаться более двух месяцев. При этом ее начало исчисляется со дня принятия соответствующего решения. Но это не означает, что 2 месяца – это предельный максимальный срок, сверх которого дальнейшие действия инспекции запрещаются. Если в ходе работы поставленные перед налоговиками задачи не были выполнены, то проверяющий орган вправе продлить свои полномочия на неопределенный период.

консультант

Концепция системы планирования определена действующим президентом и направлена на проведение качественного контроля с целью выявления нарушений в сфере своевременности уплаты налогов. Концепция определяет основные цели проверки, их периодичность и особенности, как проходит подготовка к осмотру, как должен вести себя инспектор, правила и регламент осмотра объекта, критерии приостановления инспектирования, порядок его обжалования и в течение какого срока, основные принципы и критерии планирования, структуру отбора налогоплательщиков для осуществления выездной процедуры.

Обычно проверяют документацию, которая связана с платежами по налогам. Но будьте готовы к тому, что запросить могут и бухгалтерскую документацию, если посчитают нужным.

Итак, у вас могут запросить:

  • Книгу доходов и расходов вашей организации;
  • Чеки и прочую документацию по оплате;
  • Квитанции, подтверждающие уплату налоговых сборов;
  • Накладные;
  • Счета-фактуры;
  • Путевые листы.
  • Проведение инвентаризации ОС;
  • Истребование необходимой документации;
  • Выемка документации, если у инспектора есть основание думать, что вы намерены уничтожить либо скрываете документы;
  • Вызов сотрудников компании для дачи пояснений;
  • Снятие копий с документации;
  • Привлечение для участия в проверке экспертов.

Инспекторы не имеют права:

  • Требовать у вас ксерокопии документации, удостоверенные нотариусом;
  • Осматривать территорию или склады единолично;
  • Изымать документацию ночью или в выходной день;
  • Проводить в отношении вашей компании более 2-х проверок за 12 месяцев;
  • Привлекать экспертов и понятых из числа сотрудников налоговой.

В следующей части нашей статьи рассмотрим, как проходит процедура камеральных и выездных проверок непосредственно ИП и ООО.

Как узнать о выездной проверке в отношении вашей фирмы

Выездная проверка проводится непосредственно в вашем офисе. Но в редких случаях, когда налогоплательщик по разным причинам не может предоставить место для проверки, она может осуществляться в самой инспекции. Отметим, что это скорее исключение из правил и встречается очень редко.

Выездная налоговая проверка: что проверяют

В соответствии с законом, налоговики не обязаны предупреждать вас о том, что будет осуществлена проверка. Но на практике о предстоящих мероприятиях все-таки извещают.

Представитель налоговой может просто позвонить руководителю или главному бухгалтеру либо направить письмо в адрес компании.

Вы можете также узнать о проведении проверки самостоятельно, ничего противозаконного в этом нет.

По словам самих сотрудников ФНС, выездные проверки чаще всего грозят тем предпринимателям и компаниям, в деятельности которых ранее уже выявляли нарушения.

График выездных проверок нигде не публикуется, он носит конфиденциальный характер, а также может меняться на протяжении всего календарного года.

В любом случае на сайте ФНС можно ознакомиться с концепцией планирования, в которой отражены все критерии, по которым вы сможете проанализировать, ждать вам гостей из налоговой или нет.

А сейчас подробнее поговорим об уведомлении о выездной проверке.

Назначение экспертизы

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие вправе назначить экспертизу. Она проводится, если для разъяснения вопросов, возникающих в ходе проверки, требуются специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Например, если нужно определить, соответствуют ли материалы, используемые организацией, технологии, которую она применяет. Об этом говорится в пункте 1 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Назначает экспертизу сотрудник инспекции, проводящий выездную налоговую проверку. Для этого он выносит постановление, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В постановлении указываются:

  • основание для назначения экспертизы;
  • организация, в которой должна быть проведена экспертиза;
  • вопросы, поставленные перед экспертом;
  • материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

Об этом сказано в пункте 3 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Сотрудник инспекции, который вынес постановление о назначении экспертизы, обязан ознакомить с этим постановлением представителей организации и разъяснить им их права (п. 6 ст. 95 НК РФ). Так, инспектор, назначивший экспертизу, обязан сообщить о том, что организация может:

  • потребовать назначения эксперта из лиц, указанных организацией;
  • предложить дополнительные вопросы для получения по ним экспертного заключения;
  • присутствовать с разрешения инспектора при производстве экспертизы и давать пояснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта.

Об этом говорится в пункте 7 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Эта информация отражается в протоколе, который подтверждает, что организация ознакомлена с постановлением о назначении экспертизы и со своими правами (п. 6 ст. 95 НК РФ). Форма протокола утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Уведомление о проверке

Для того чтобы уведомить вас о проведении проверки, есть несколько способов.

Помимо обычного телефонного звонка, специалисты налоговой могут:

  • Лично вручить извещение;
  • Отправить заказное письмо с уведомлением о вручении;
  • Отправить уведомление в электронной форме, используя ТКС. В этом случае вы должны направить квитанцию о том, что уведомление получили, иначе велик риск, что у компании заблокируют расчетный счет.

После того как вы явитесь в ФНС, вам отдадут копию решения о проверке в отношении вашей организации. Ознакомьтесь с ним и распишитесь на этом экземпляре.

В продолжение нашего разговора стоит обсудить такую тему, как внеплановая выездная проверка. Согласитесь, это мероприятие далеко не самое приятное для предпринимателя. Как она осуществляется, обсудим далее.

Экспертное заключение

Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.

Даже у самых законопослушных руководителей налоговые проверки вызывают состояние тихого ужаса. Штрафов и других негативных последствий боятся все.

Для того чтобы таких последствий не было, будьте всегда готовы к проверкам разного рода. Устраняйте вовремя недочеты, уплачивайте налоги, не пытайтесь скрыть доход и претензий к вашей компании у налоговых органов просто не будет.

Экспертное заключение (сообщение эксперта о невозможности дать заключение) инспекция должна предъявить проверяемой организации. В ответ организация вправе:

  • попросить о постановке дополнительных вопросов эксперту;
  • попросить о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Об этом говорится в пункте 9 статьи 95 Налогового кодекса РФ.

Продолжение {amp}gt;{amp}gt;

Как проводят проверку обособленного подразделения

Если у вашей компании есть подразделения, то проверяющие могут посетить и их, а не только главный офис.

Отметим, что обособленным подразделение считается, если:

  • Подразделение находится в другом городе либо регионе;
  • В подразделении должны быть рабочие места.

Филиалы могут проверять отдельно, а также в комплексе с общей проверкой фирмы.

Самостоятельная проверка проводится налоговой той территории, на которой это подразделение находится. При этом проверяться могут только филиалы и представительства компании.

Решение о проведении проверки также принимает руководитель регионального отдела ФНС либо его заместитель. Руководителя подразделения об этом уведомляют, а он должен подготовить необходимую документацию для проверяющих.

После проверки составляется акт, один экземпляр которого остается в подразделении, а копия направляется в ФНС.

В том случае, если по факту проверки выявлены нарушения, возникает закономерный вопрос: как исправить ситуацию и кто будет нести за это ответственность?

Ответ содержится в Налоговом кодексе: ответственность всегда несут юрлица и физлица. Но обособленное подразделение – не отдельное юрлицо, а значит вся ответственность ложится на плечи основного офиса.

О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.

Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.

Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.

Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).

Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.

См. также: «Выездная проверка обычного “физика” на дому — это законно?».

Как предпринимателю вести себя в случае проверки

Запомните одну важную деталь: инспектор ФНС может прийти в ваш офис только с решением вышестоящего руководства, причем не допускается только указание фамилии руководителя, обязательна расшифровка.

Кроме этого, вам следует:

  • Попросить у инспектора перечень вопросов, которые имеются к вам. Это информация несекретного характера, поэтому вы имеете право ознакомиться с ней;
  • Постарайтесь дать разъяснения по всем нюансам, которые неясны для инспектора;
  • Внимательно относитесь к требованиям проверяющего, обдумывайте, какие последствия могут быть в будущем;
  • По возможности исправьте все мелкие недочеты;
  • Фиксируйте нарушения, которые допускают ревизоры;
  • Сохраняйте максимальное спокойствие, не стоит нервничать, а тем более грубить проверяющим.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector