Введение внешнего управления как процедуры банкротства

Понятие, признаки и цели банкротства

Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 статьи 2 закона о банкротстве).

Введение процедуры внешнего управления не свидетельствует о прекращении должником своей деятельности.

Последствиями введения процедуры внешнего управления являются прекращение полномочий руководителя должника и передача его полномочий внешнему управляющему; прекращение полномочий органов управления должника (ст. 94 Закона о банкротстве).

С момента введения процедуры внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; таким образом, требования в данной процедуре не удовлетворяются, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве).

Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)” как судебная процедура.

Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”, а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.

Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 75 Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)” арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Банкротство как правовое явление возникло в РФ и странах ближнего зарубежья относительно недавно.

Введение внешнего управления как процедуры банкротства

Ещё 25 лет назад никакой законодательной базы для признания компаний и частных лиц финансово несостоятельными не существовало, поскольку рыночная экономика только начала своё становление на просторах бывшего СССР.

Первый закон о банкротстве был принят в 1992 году. С тех пор нормативные акты много раз менялись, так как менялась экономическая действительность в России и соседних странах.

Сегодня в РФ действует Закон о несостоятельности от 2002 года.

До октября 2015 года стать банкротами могли только юридические лица – компании, фирмы, организации. В связи с развитием института кредитования назрела необходимость в изменении правовых нормативов.

Сегодня объявить себя банкротом могут и рядовые граждане – физические лица и индивидуальные предприниматели. Закон о банкротстве физлиц нацелен на цивилизованное решение вопросов, связанных с нарушением долговых обязанностей.

Подробнее о том, что такое банкротство – в соответствующей статье ресурса.

Сразу скажу, что банкротство как факт не освобождает от долгов. Финансовая несостоятельность фирм и граждан – это возможность выполнить обязательства по долгам альтернативными способами и хотя бы частично освободиться от давления со стороны кредиторов.

Пока должник обладает недвижимым и движимым имуществом, он будет продолжать рассчитываться по долгам, пока не погасит их полностью. Другое дело, что форма погашения задолженности будет принципиально иной.

Введение внешнего управления как процедуры банкротства

Для предприятий долгосрочной целью банкротства является либо закрытие, либо кардинальная реорганизация бизнеса. Частные лица инициируют процедуру несостоятельности с целью прекратить прогрессирующий рост долгов по кредитам.

В настоящее время наблюдается массовый кредитный дефолт – люди, которые в своё время набрали потребительских и ипотечных займов, в период кризиса испытывают трудности с выплатой долгов.

Если говорить простым языком, доходы населения упали, стоимость жизни возросла, а долговые обязательства стали трудновыполнимыми.

Не улучшились дела и юридических лиц: кризис последних лет привёл к разорению множество компаний, особенно в сфере малого и среднего бизнеса.

Я как рядовой гражданин лично наблюдаю чуть ли не ежеквартальную смену вывесок в офисном здании напротив окон собственной квартиры – предприятия въезжают в новое помещение и уже через несколько месяцев сворачивают свою деятельность ввиду банкротства.

Есть несколько видов банкротства:

  1. Реальное банкротство – когда компании не могут восстановить свою платежеспособность самостоятельно в результате финансовых потерь. У предприятий просто нет капитала, чтобы вести полноценную деятельность.
  2. Временное банкротство (оно же условное) – когда активы предприятия повышаются, а пассивы наоборот. Такое происходит, если, например, у компании скопились излишки нереализованной продукции.
  3. Ложное банкротство. Намеренное объявление о своей несостоятельности с целью ввести в заблуждение кредиторов или добиться с их стороны послаблений и льгот. Данный вид деятельности преступен и чреват уголовной ответственностью.
  4. Умышленное банкротство – ещё один вид противоправных деяний. Преднамеренное банкротство осуществляется владельцами компаний с целью личной наживы или в интересах других лиц.

Введение внешнего управления как процедуры банкротства

Задача судебных органов – как раз понять, с каким видом банкротства они имеют дело и инициировать соответствующую правовую процедуру.

Главный признак несостоятельности компании или гражданина – неплатежеспособность: лицо не может оплачивать свои кредитные счета и имеет долги по кредитам. В наличии явная нехватка финансовых средств, а расходы превышают доходы.

Это формальные признаки банкротства.

Есть и неформальные симптомы разорения, которые можно заметить до наступления реальной финансовой несостоятельности.

К ним относятся следующие факты:

  • в бухгалтерских документах во множестве присутствуют неточности;
  • отчетные бумаги подаются с опозданием;
  • внешний баланс предприятия меняется;
  • долги по зарплате сотрудникам растут;
  • выплаты инвесторам компании задерживаются или прекращаются;
  • меняется ценовая политика.

Лица, заинтересованные в выяснении финансового состояния фирмы, могут инициировать дело о банкротстве в суде, если получат на это соответствующие полномочия.

О банкротстве юридических лиц на сайте есть отдельная статья.

Особенностью процедуры внешнего управления является ее необязательность.

Она может назначаться судом только в отдельных случаях по инициативе кредиторов или Арбитражного суда.

vidy-bankrotstva

Данная процедура направлена не столько на погашение задолженности, сколько на:

  • оздоровление;
  • сохранение предприятия как хозяйствующего субъекта.

Общая продолжительность процедуры внешнего управления может составлять полтора года.

По истечении этого срока она может быть продлена еще на полгода, если совет кредиторов выступил с соответствующей инициативой.

Также этот этап может быть сокращен, если об этом попросил внешний управляющий или кредитные организации.

В рамках реализации процедуры можно выделить несколько этапов:

  • назначение внешнего управляющего;
  • подготовка плана оздоровления финансового положения компании;
  • реализация плана;
  • погашение задолженностей потенциального банкрота перед всеми кредиторами.

После введения внешнего управления о отношении юридического лица полностью прекращаются полномочия руководства компании-должника. Все дела переходят ко временному управляющему, назначаемому судом. Он вправе издать приказ об увольнении руководителя компании либо предложить ему переход на другую работу на условиях и в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Кроме этого, последствиями перехода должника на эту стадию можно назвать:

  • прекращение полномочий органов управления организации и собственников имущества компании;
  • отмена принятых ранее мер по обеспечению требований кредиторов;
  • введение запрета на удовлетворение требований по долговым обязательствам и уплате обязательных платежей, кроме случаев установленных законодательством.

Если результаты реабилитации оказались положительными и привели к восстановлению платежеспособности должника, то компания переходит к расчетам с кредиторам и удовлетворяет их финансовые требования. В противном случае на собрании кредиторов принимается решение о необходимости продления срока внешнего управления либо ввода арбитражным судом других мер, направленных на удовлетворение требований кредиторов. К примеру, в рамках процедуры банкротства судом может быть инициировано конкурсное производство для реализации имущества должника.

Юридическая консультация онлайн

Внешнее управление может осуществляться при банкротстве определенных категорий должников.

В остальных случаях эта процедура не осуществляется.

Юридического лица

Внешнее управление применяется к юридическому лицу, если суду была доказана временная финансовая несостоятельность должника, которая может быть устранена после проведения мероприятий по оздоровлению.

В рамках этого этапа могут быть проведены различные меры, в результате чего:

  • улучшится денежная ситуация;
  • потенциальный банкрот сможет не только вернуть долги, но и продолжить свою деятельность.

Физического лица

Физические лица, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве, не проходят процедуру внешнего управления.

По отношению к ним применяется реструктуризация долгов, по окончании которой происходит:

  • реализация имущества;
  • погашение оставшихся долгов.

Предприятия

Внешний управляющий назначается на предприятия для проведения мероприятий по оздоровлению финансовой системы компании.

В данном случае срок проведения этого этапа может составлять максимум два года, если кредиторы или управляющий подадут заявление об увеличении периода его реализации (первоначально он рассчитан на восемнадцать месяцев).

Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)» в отношении кредитных организаций процедура внешнего управления не применяется.

В данном случае допускаются другие мероприятия для оздоровления финансового положения должника, которые могут быть реализованы в досудебном порядке.

Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Юридическая консультация онлайн

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Одновременно с введением внешнего управления в общем случае арбитражный суд утверждает внешнего управляющего (п. 1 ст. 96 Закона N 127-ФЗ). Именно на него возлагается управление делами должника, а полномочия руководителя должника прекращаются (п. 1 ст. 94 Закона N 127-ФЗ).

В обязанности внешнего управляющего входит (п. 2 ст. 99 Закона N 127-ФЗ):

  • прием в управление имущества должника и проведение инвентаризации;
  • разработка плана внешнего управления;
  • реализация мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления, утвержденным собранием кредиторов;
  • ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета;
  • ведение реестра требований кредиторов;
  • и др.

В план внешнего управления включаются меры по восстановлению платежеспособности должника. Кроме того, в нем должны быть прописаны условия и порядок реализации этих мер, а также необходимые для этого расходы (п. 1 ст. 106 Закона N 127-ФЗ).

Если по итогам реализации плана платежеспособность должника восстановлена, то внешний управляющий составляет об этом отчет (п. 1,4 ст. 117 Закона N 127-ФЗ), представляет его собранию кредиторов, а на собрании принимается решение о прекращении внешнего управления и переходе к расчетам с кредиторами. Далее в арбитражный суд подается соответствующее ходатайство (п. 3 ст. 118 Закона N 127-ФЗ), на основании которого суд выносит определение о переходе к расчетам с кредиторами (п. 6 ст. 119 Закона N 127-ФЗ).

На стадии внешнего управления все полномочия полностью переходят ко внешнему управляющему.

Управление вводится решением арбитражного суда, если собрание кредиторов или сам должник обращался с заявлением в судебную инстанцию. Обоснованием введения внешнего управления является потенциальная возможность предприятия восстановить свое финансовое положение.

Введение этой процедуры для кредиторов имеет преимущества. У кредитующих лиц появляется больше шансов вернуть свои финансовые средства, так как при начале стадии конкурсного производства и реализации имущества на аукционе, полученных денег может не хватить на полное погашение всей задолженности.

Этап банкротства юридического лица, получивший название «внешнее управление», начинается с передачи всех полномочий руководителя новому арбитражному управляющему.

Внешний управляющий принимает всю документацию от должника и приступает к руководству предприятием.

Арбитражный управлене вправе отменить принятые раньше меры по возобновлению долговых выплат и полностью изменить стратегию производства.

Внешнее управление не является обязательной стадией банкротства. Реабилитационные мероприятия проводятся только при условии обоснования их целесообразности.

Если новое руководство не восстановит платежеспособный статус организации, то после стадии внешнего управления компания сразу вступает в заключительный этап банкротства — конкурсное производство, когда имущество юридического лица распродается на аукционах. Деньги, вырученные с реализации активов, идут на погашение долговых обязательств компании.

Пока должник находится под внешний управлением, вводится мораторий на долговые выплаты. Так компания сможет улучшить свои финансовые дела и вести деятельность без постоянного давления со стороны кредиторов.

План проведения

В обязанности внешнего управляющего входит составление плана работы, который утверждает арбитражный суд. План действий управляющий обязан разработать не позже чем через один месяц после вступления в должность.

План управления внешнего управления должен предусматривать ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности компании-должника, а также порядок реализации указанных мер.

Документ также предусматривает размеры расходов на проведение необходимых процедур для возврата организации к нормальной деятельности.

Платежеспособность должника считается восстановленной, если отсутствуют признаки банкротства юридического лица, регламентированные законодательством.

План внешнего управления при банкротстве в обязательном порядке должен:

  • предусматривать временной период, когда организация восстановит платежеспособность;
  • иметь обоснование возможности восстановления платежеспособности компании в оговоренный срок;
  • соответствовать установленным законодательствам требованиям.

Управляющий по требованию собрания кредиторов обязан отчитываться о реализации утвержденного плана и общей финансовой ситуации должника.

Внешний управляющий назначается решением арбитражного суда. У него достаточно обширный перечень полномочий. Он имеет право распоряжаться всей имеющейся у компании-должника собственностью. Сами учредители и руководитель не могут принимать решения или влиять на действия внешнего управляющего.

Это лицо выполняет функции руководителя компании, проводит, согласно утвержденному плану, необходимые реабилитационные мероприятия для восстановления нормальной деятельности и платежеспособности организации.

Также в обязанности внешнего управляющего входит разработка мер по взысканию задолженности с дебиторов, открытия реестра требований кредиторов и ряд других мероприятий.

Внешнее управление не может длиться бесконечно. Его максимальный срок не должен превышать полгода. Однако при определенных условиях период может продлеваться до полутора лет.

Для некоторых организаций предусмотрены более широкие временные рамки. Это градообразующие предприятия, при ликвидации которых возникают негативные социально-экономические последствия для региона. Срок управления такими предприятиями может продлеваться вплоть до 2,5 лет при наличии заявления от органов местного самоуправления.

Помимо градообразующий предприятий, рассчитывать на продление срока внешнего управления могут фермерские хозяйства. Судебной инстанцией устанавливается отдельный временной отрезок, на протяжении которого может быть выращен и собран очередной урожай.

К общему сроку в 18месяцев добавляется еще один год в исключительных случаях, когда на работу организации-должникаповлияли стихийные бедствия.

https://www.youtube.com/watch?v=8Wy2SMzWwts

Участниками процедуры банкротства стадии внешнее управление считаются: компания-должник, временный управляющий, кредиторы, государственные учреждения.

Должник вправе принимать решения:

  • о ходатайстве к кредиторам о продаже предприятия должника;
  • об избрании представителя должника;
  • о замещении активов должника;
  • о заключении договоренности с третьими лицами для подписания договоров о предоставлении средств для исполнения долговых обязательств.

Временный управляющий осуществляет полное руководство компанией-должником, проводит инвентаризацию, составляет план мероприятий по восстановлению платежеспособности организации, отчитывается о своих действиях перед кредиторами и судебной инстанцией.

Кредиторы вправе:

  • принимать непосредственное участие в процедуре банкротства;
  • организовывать общие собрания, где обсуждать вопросы о хозяйственной деятельности должника;
  • направлять обращение в суд для открытия конкурсного производства;
  • формировать требования, которым должен отвечать управляющий;
  • одобрять план, представленный управляющим, вносить в него изменения и дополнения.

Государственные учреждения могут иметь требования по оплате налогов, взносов или сборов. Это ИФНС, трудовая инспекция, таможенная служба, ФСС, пенсионный фонд. Эти уполномоченные органы не признаются кредиторами, однако их требования должны удовлетворятся одними из первых.

Финансовое оздоровление и внешнее управление — это две реабилитационные стадии процедуры банкротства. Они вводятся в отношении должника и преследуют главную цель — сохранить компанию в качестве рыночного субъекта. Обе процедуры предоставляют льготные условия по ведению деятельности и вводятся по решению суда либо первого собрания кредиторов.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Срок внешнего управления

В силу пункта 2 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, не более чем на шесть месяцев, если законом о банкротстве не установлено иное.

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Внешнее управление – не бесконечно и может быть введено максимально на полгода. Но при определенных условиях этот срок может быть продлен вплоть до 1,5 лет. Именно такими временными рамками обычно и ограничивается данная процедура.

Кроме градообразующих предприятий на продление процедуры могут рассчитывать фермерские хозяйства. Судом устанавливается такой срок, в течение которого может быть выращен и собран урожай. К общему сроку внешнего управления в 18 месяцев может быть добавлен еще год. Это делается в исключительных случаях процедуры банкротства, когда на деятельность должника повлияли стихийные бедствия.

Когда вводится внешнее управление

По общему правилу процедура внешнего управления вводится арбитражным судом, если решение о введении данной процедуры было принято на собрании кредиторов (п. 1 ст. 93 Закона N 127-ФЗ). А также если:

  • на первом собрании кредиторов не было принято решение о необходимости применения какой-либо процедуры банкротства по отношению к должнику, нет оснований для введения финансового оздоровления, но у суда есть основания полагать, что платежеспособность должника все же может быть восстановлена (п. 2 ст. 75 Закона N 127-ФЗ);
  • суд установил, что по итогам финансового оздоровления возможно восстановление платежеспособности должника, при условии, что с даты введения финансового оздоровления прошло не более 18 месяцев (п. 6 ст. 88, п. 1,2 ст. 92 Закона N 127-ФЗ);
  • в адрес должника – градообразующей организации подано ходатайство госоргана (или муниципального органа) о введении внешнего управления и предоставлено поручительство (п. 1 ст. 171 Закона N 127-ФЗ).

Кроме того, введение внешнего управления возможно:

  • в рамках перехода от конкурсного производства (ст. 146 Закона N 127-ФЗ);
  • в случае отмены определения об утверждении мирового соглашения или расторжения мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и, как следствие, возобновления производства по делу о банкротстве (п. 1 ст. 163, п. 1 ст. 166 Закона N 127-ФЗ).

Внешнее управление при банкротстве начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Стадия внешнего управления в процедуре несостоятельности предприятия

ИнформацияПринципиальные отличия между этими двумя стадиями заключаются в организации финансово-экономической реабилитации организации-должника. На стадии оздоровления руководство сохраняется за менеджментом компании (с ограничением полномочий), а в случае внешнего управления эти функции ложатся на плечи управляющего, назначенного судом.

Между стадиями внешнего управления и финансового оздоровления есть отличия и по методам, принимаемым для восстановления работы должника. Финансовое оздоровление в общем смысле является рассрочкой для погашения кредиторской задолженности под определенные гарантии. При внешнем управлении применяется комплекс мер по изменению стратегии ведения юридического лица.

Оно назначается судом с целью восстановления и стабилизации финансового положения потенциального банкрота, после чего он сможет вновь погашать свои задолженности.

Реализация этого этапа проводится в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 от 2002 года.

Что это такое?

В соответствии с действующим законодательством суд может принять этап назначения управляющего для компании, которой грозит банкротство.

На место руководителя компании назначается внешний управляющий, который принимает решения по проведению мероприятий финансового оздоровления предприятия.

Цель проведения

Внешнее управление проводится при подаче заявления в суд с целью признания юридического лица финансово несостоятельным.

Эта стадия процедуры банкротства направлена на улучшение финансового положения компании.

В результате предприятие не только сможет отдать все имеющиеся у него долги, но также продолжить свою работу, то есть избежать ликвидации.

Внешнее управление и финансовое оздоровление – это реабилитационные процедуры, которые имеют много общего между собой. Так, они вводятся в отношении юрлиц и преследуют цель сохранения должника как рыночного субъекта. Обе процедуры предполагают льготные условия ведения деятельности для банкрота и вводятся по решению суда или первого кредиторского собрания.

Между тем, принципиальным отличием между двумя процедурами является такой аспект: кто именно будет организовывать финансово-экономическую реабилитацию должника. В случае с управлением это внешний профессиональный управляющий, тогда как при оздоровлении – сам менеджмент организации (хоть и с ограничениями в плане полномочий).

Отличаются эти процедуры и по методам. Финансовое оздоровление — это по сути рассрочка для погашения долгов под определенные гарантии, тогда как при управлении используется комплекс мероприятий по изменению стратегии ведения бизнеса юридического лица.

Мораторий на требования кредиторов

На весь период процедуры внешнего управления вводится мораторий на погашение кредиторских требований. Он предполагает приостановку начисления штрафов и процентов, а также иных экономических санкций, связанных с несвоевременным исполнением долговых обязательств (точнее их начисление происходит по ключевой ставке ЦБ). Мораторий на требования кредиторов действует только по тем обязательствам, сроки по которым наступили до начала реабилитационной процедуры.

Таким образом, мораторий позволяет управляющему спокойно вывести компанию из кризисного состояния.

Деятельность внешнего кредитора направлена на восстановление платёжеспособности юридического лица (к физическим лицам процедура не применяется) путём проведения различных эффективных экономических мероприятий. Таким образом, положительная сторона для потерпевшей стороны заключается в создании условий, при которых им будут возвращены долги ответчика.

Причём они вправе утверждать разработанный управляющим план действий, если он их устраивает, либо отклонить его и дождаться следующего, если часть из пунктов вызывает сомнение. То есть во время внешнего управления на руководящем уровне именно собрание кредиторов является действующим временным органом.

Правда, у такой процедуры могут быть и отрицательные последствия. Учитывая, что срок внешнего управления довольно длительный, времени на взыскание долгов потребует много. И далеко не всегда даже утверждённый кредиторами план управляющего гарантирует финансовое оздоровление компании-должника. Таким образом, спустя 2 года они могут остаться ни с чем и вновь подавать заявку на банкротство юридического лица-ответчика.

Внешнее управление как процедура банкротства

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (

№ 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Застройщика

В отношении строительных компаний также может быть введено внешнее управление, в результате которого застройщик может:

  • завершить проект;
  • отдать долги всем кредиторам.

Если даже после реализации данного этапа это невозможно, то в отношении этой компании будет введено конкурсное производство и имеющаяся у нее собственность будет реализована (в том числе и недостроенные объекты).

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения.

Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода.

Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему.

По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий.

Некоторые функции технического характера сохраняются.

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации.

Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника.

Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений.

Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.

Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

Итак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:

  • На осуществление хозяйственной деятельности.
  • Распоряжением имуществом.
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота.
  • Заявление об отказе от исполнения обязательств по договорам предприятия.
  • Требование признания недействительности сделок, проведенных до процедуры внешнего управления.

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:

  • Порядок и условия реализации мероприятий, направленных на восстановление состоятельности предприятия.
  • Финансирование.
  • Планируемые ожидаемые расходы организации.
  • Срок, в течение которого запланировано восстановить платежеспособность.
  • Аргументирование выбранного периода восстановления.
  • Разделение полномочий комитетов и кредиторов.

Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать.

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:

  • Изменение характера производственной деятельности.
  • Завершение работы подразделений и филиалов предприятия, которые признаны убыточными.
  • Взыскание дебиторской задолженности.
  • Реализация имущественных объектов организации.
  • Пополнение уставного фонда средствами от третьих лиц и учредителей.
  • Замещение активов и прочие мероприятия в рамках законодательства.

Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе.

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Завершающий этап

На завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

  • выплачивается задолженность, о чем уведомляется и руководство, и кредиторы;
  • производятся расчетные операции;
  • прекращается исполнение обязанностей управляющего;
  • составляется протокол по ликвидации.

Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера.

Цель проведения

План работы внешнего управляющего

Внешний управляющий назначается (освобождается) от должности по решению арбитража. Он имеет право свободно распоряжаться имуществом предприятия в соответствии с утвержденным планом, отказываться от договорных обязательств и направлять в суд ходатайства о признании сделок недействительными.

В число его обязанностей входит инвентаризация и управление имуществом компании-должника, разработка плана управления, ведение бухучета, ведение реестра требований кредиторов и предоставление отчета о выполнении плана.

Деятельность внешнего управляющего можно подразделить на два самых важных этапа: определение причин банкротства организации и принятие мер для ликвидации несостоятельности фирмы. Для уполномоченного лица важно проанализировать все обстоятельства дела и исключить вероятность умышленного банкротства.

Проведение этапа внешнего управления действует по следующей схеме:

  1. Особенности внешнего управления при банкротствеНазначение Арбитражным судом внешнего управляющего.
  2. Составление плана по реабилитации и оздоровлению организации.
  3. Приведение этого плана в действие.
  4. Погашение долгов по зарплате и задолженностей перед кредиторами.
  5. Возвращение предприятия к нормальному функционированию.

Действия арбитражного управляющего приведут к желаемому результату, если он заранее продумает план своей работы по выведению фирмы из кризиса.

Сам же план внешнего управления должен включать несколько обязательных позиций, которых внешний управляющий должен придерживаться. К ним относятся:

  1. Подготовка перечня мероприятий, направленных на оздоровление организации и выведение ее из кризиса.
  2. Подготовка перечня источников финансирования – поскольку каждое мероприятие должно иметь финансовое подкрепление.
  3. Планирование временных рамок, необходимых для реализации планов по каждому оздоровительному мероприятию.

Также план должен включать в себя прогнозируемые положительные результаты от действий управленца согласно плану.

Вариантов исхода работы внешнего управляющего может быть три: прекращение процесса банкротства предприятия в силу восстановления платежеспособности должника и выхода из кризиса; признание юридического лица банкротом и его последующая ликвидация; заключение мирового соглашения между фирмой-должником и ее кредиторами.

Одним из наиболее действенных аспектов является введение моратория на удовлетворение требований кредиторов. Более того, самим кредиторам запрещается выставлять какие-либо требования к поднадзорной фирме-должнику в течение периода внешнего управления.

Это необходимо, чтобы организация имела возможность поправить свои дела, не оглядываясь на давление со стороны кредитных организаций и сторонних компаний-партнеров, которые не получили выплат по контрактам и договорам.

Однако мораторий на кредиторские требования является скорее условием для реализации мер, направленных на возвращение компании к нормальному функционированию.

После проведения аудита и анализа, арбитражный управляющий решает, как поступить с активами поднадзорной фирмы.

Например, нерентабельные филиалы можно закрыть. Реализовав освободившееся таким образом движимое и недвижимое имущество, компания может покрыть часть долгов.

При анализе деятельности фирмы управленец может принять решение увеличить мощности производства отдельных объектов для получения прибыли.

Возможно заключение взаимовыгодных соглашений со сторонними компаниями. Однако если сделка совершается в особо крупном размере, ее проведение потребует согласования с кредиторским советом.

Сразу по назначении внешний управляющий в трехдневный срок принимает документацию, печати и все необходимое, предварительно проведя полную инвентаризацию всего вверенного ему имущества.

В сферу полномочий внешнего управляющего входит ряд прав. Сюда относятся:

  • заключение от лица компании мирового соглашения с кредиторами;
  • полнота свободы в распоряжении имуществом подопечной фирмы в условиях приведения в действие плана оздоровления организации;
  • при необходимости – отмена исполнения фирмой обязательств по некоторым контрактам в рамках закона;

Например, это касается сделок, совершаемых в особо крупных размерах. Для заключения подобных соглашений внешнему управляющему потребуется одобрение со стороны собрания кредиторов.

Также ему, как должностному лицу, запрещается проведение различных мероприятий с целью получения личной выгоды.

Кандидатура внешнего управляющего при банкротстве должника утверждается общим собранием кредиторов.

Претендовать на эту временную должность могут следующие лица:

  • представленные одним из кредиторов фирмы-банкрота на общем собрании;
  • предложенные прочими участниками дела о банкротстве юридического лица;
  • уже зарегистрированные в Арбитражном суде в качестве управляющих;

Также кандидаты в временные управляющие могут быть назначены уполномоченными государственными органами.

Стать арбитражным управляющим может не каждый. К ним применяются весьма жесткие требования, которые закон периодически усложняет.

Так, лицам, желающим занять эту должность, необходимо иметь соответствующее образование: юриспруденция или экономика (антикризисное управление). Также потенциальный управленец должен пройти стажировку на базе СРО у действующего специалиста.

Обучение по специальности является важным условием. Длится оно 2-3 месяца, зависимо от опыта кандидата. Например, если потенциальный внешний управляющий ранее занимал руководящую должность год и более, срок теоретического обучения может быть сокращен.

Для обучения кандидату предстоит предоставить две справки: об отсутствии судимости и о том, что он не является дисквалифицированным специалистом (выдается в Налоговой).

За обучением следует стажировка – от 6 месяцев до 2 лет (срок также зависит от наличия у стажера руководящего опыта, подтверждаемого записью в трудовой книжке). Стажировка бесплатна. В отдельных случаях, по договоренности с организацией, принимающей стажера, заключается договор ГПХ, по которому исполнитель получает вознаграждение.

После стажировки будущий арбитражный управляющий должен вступить в СРО. Однако членские взносы необходимо уплачивать только в случае назначения на должность.

Последним этапом является оформление страховки. Делается это уже после назначения специалиста Арбитражным судом на должность внешнего управляющего. Закон отводит ему десять дней, чтобы оформить страхование, которое, в случае необходимости, покроет владельцам юридического лица убытки, являющиеся следствием ошибочной работы арбитражного управляющего.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 119 Закона о банкротстве арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника. В случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Наличие у должника признаков банкротства, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, в силу положений пункта 1 статьи 53 Закона о банкротстве является основанием для принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Меры по восстановлению платежеспособности должника

Меры по восстановлению платежеспособности должника в период внешнего управления могут проводиться самые разные.

В этом случае финансовый управляющий должен ориентироваться только на их целесообразность.

В результате может быть произведено:

  • закрытие убыточных производств;
  • открытие новых цехов для перепрофилирования компании;
  • переквалификация сотрудников;
  • закупка нового оборудования.

В этом случае управляющий может пойти на крупные расходы, если они будут одобрены кредиторами и обещают в перспективе принести большую прибыль компании.

Кроме этого, управляющий может продать часть имущества должника для погашения кредитов.

Еще одной мерой восстановления экономики предприятия является привлечение финансовых средств третьих лиц с целью пополнения уставного капитала компании.

План работы внешнего управляющего

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).

Окончание внешнего управления

https://www.youtube.com/watch?v= RskCxrrRYrY

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector