Проведите проверку бизнеса контрагента перед сделкой

Ответ для банка о причинах выбора контрагента

Близким по содержанию окажется и ответ банку, запрашивающему информацию в рамках требований закона № 115-ФЗ. В дополнение к обоснованию выбора определенного контрагента здесь может потребоваться еще и аргументация условий заключения конкретной сделки.

Поскольку банкам грозит достаточно серьезная ответственность за непринятие мер по противодействию легализации доходов, получаемых преступным путем, они могут ориентироваться на любые (не только приведенные в числе обязательных) признаки, делающие сделку подозрительной (Методические рекомендации, прилагаемые к письму Банка России от 13.07.2005 № 99-Т).

Игнорировать запрос кредитной организации о предоставлении документов не стоит. Это может стать для банка основанием для непроведения вызвавшей у него сомнение операции (п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Проверяем контрагента перед заключением договора. фоновая проверка

“Зарплата”, 2015, N 8

  • Что такое дисквалификация.
  • Когда проверка на дисквалификацию обязательна.
  • Куда обратиться, чтобы проверить кандидата.
  • Как составить запрос.

Весной этого года изменился регламент представления сведений о дисквалификации.

Разберемся, нужно ли вам проверить претендентов на работу в компании на дисквалификацию и, если нужно, как это сделать.

Дисквалификация – это административное наказание гражданина в виде лишения его права осуществлять определенные виды профессиональной деятельности, например (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ):

  • замещать должности государственной гражданской службы, муниципальной службы;
  • руководить компанией, входить в совет директоров (наблюдательный совет);
  • предоставлять государственные и муниципальные услуги;
  • готовить спортсменов к соревнованиям (включая их медицинское обеспечение), проводить спортивные мероприятия;
  • проводить экспертизу промышленной безопасности;
  • вести медицинскую или фармацевтическую деятельность и т.д.

Проверка контрагентов на добросовестность

Назначает наказание суд. Он выносит постановление о дисквалификации (ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ).

Срок дисквалификации зависит от вида совершенного нарушения. Он может составлять от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ).

Дисквалификация заканчивается в двух случаях:

  • по истечении срока;
  • с момента вступления в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.

Если в компании меняется руководитель, претендента на высокую должность до заключения трудового договора с ним обязательно нужно проверить на дисквалификацию. Это требование не трудового законодательства, а Кодекса РФ об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ).

Заключение с дисквалифицированным лицом договора на управление юридическим лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо до 100 000 руб.

Кроме того, само дисквалифицированное лицо за управление организацией в течение срока дисквалификации может быть оштрафовано на 5000 руб. (ст. 14.23 КоАП РФ).

Сведения о дисквалификации вносят в реестр дисквалифицированных лиц (далее – реестр). С 1 января 2012 г. его ведет Федеральная налоговая служба (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ “О полиции”).

Примечание. Раньше реестр вели в МВД России.

сделка

В реестре записаны следующие сведения (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ):

  • фамилия, имя, отчество дисквалифицированного лица, дата и место его рождения;
  • наименование и ИНН компании, где человек работал во время совершения правонарушения, его должность на тот момент;
  • статья КоАП РФ, на основании которой назначено наказание;
  • наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • срок дисквалификации;
  • даты начала и истечения срока дисквалификации;
  • данные о пересмотре (отмене) постановления о дисквалификации.

Эти сведения открыты для всеобщего ознакомления. Они могут быть предоставлены всем заинтересованным лицам.

Порядок предоставления информации из реестра регламентируют следующие нормативные акты:

  • Кодекс РФ об административных нарушениях (ст. 32.11 КоАП РФ);
  • Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, утвержденный Приказом Минфина России от 30.12.2014 N 177н (далее – Регламент). Приказ вступил в силу с 24 мая 2015 г.;
  • Порядок предоставления сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, форм выписки из реестра дисквалифицированных лиц и справки об отсутствии запрашиваемой информации, утвержденный Приказом ФНС России от 31.12.2014 N НД-7-14/[email protected] (далее – Порядок). Документ вступил в силу с 23 мая 2015 г.

Запрос от имени компании нужно составить по унифицированной форме, которая приведена в Приложении N 3 к Регламенту (п. 19 Регламента).

В тексте запроса следует указать, каким способом заявитель желает получить ответ. Нежелательные способы необходимо зачеркнуть, что прямо предусмотрено в форме запроса.

Запрос должен подписать тот человек, который уполномочен заключить договор (контракт) с руководителем организации (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Копию документа, подтверждающего эти полномочия, нужно приложить к тексту запроса.

Примечание. Эти полномочия могут быть подтверждены, например, в доверенности (ст. 185 ГК РФ).

к Административному регламенту

налоговой службой государственной

услуги по предоставлению

заинтересованным лицам сведений,

содержащихся в реестре

от 30.12.2014 N 177н

Получить сведения из реестра стоит 100 руб. (ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.07.2014 N 615 и п. 27 Регламента).

Документ об оплате (платежное поручение) нужно приложить к запросу. Если этого не сделать, налоговая инспекция самостоятельно запросит сведения об оплате у Федерального казначейства (п. 9 Порядка и п. 21 Регламента).

Проведите проверку бизнеса контрагента перед сделкой

Без оплаты сведения из реестра дисквалифицированных лиц не получить (абз. 2 п. 9 Порядка, пп. “б” п. 25 и пп. “а” п. 72 Регламента).

Примечание. Как бесплатно получить сведения из реестра

На официальном сайте ФНС России есть электронный сервис “Поиск сведений в реестре дисквалифицированных лиц”. Он дает возможность посмотреть сведения в реестре по определенным реквизитам, а также получить информацию в электронной форме. Платить за данную услугу не надо (абз. 6 ч. 3 ст. 32.11 КоАП РФ и Письмо ФНС России от 13.02.2014 N СА-4-14/2279).

Адрес. Заинтересованное лицо может подать запрос (п. п. 1 и 14 Регламента):

  • либо в свою налоговую инспекцию;
  • либо в уполномоченную организацию.

Как найти нужный адрес, куда направить запрос. Информация о месте нахождения, справочных телефонах и адресах официальных сайтов ФНС России, управлений ФНС России по субъектам РФ в сети Интернет приведена в Приложении N 1 к Регламенту.

Наличие подобного досье поможет без проблем обосновать выбор определенного контрагента перед ИФНС. Присутствующие в нем документы не только дадут возможность правильно сформулировать все необходимые для аргументации основания, но и послужат приложением (в копиях) к тексту такого пояснения.

«ООО „Вариант“ проявило должную осмотрительность при выборе в качестве контрагента ООО „Союз“, совершив действия по получению:

  • копий учредительных документов контрагента, его бухотчетности за год, предшествующий году заключения договора, налоговых деклараций по прибыли, НДС, налогу на имущество за 4 последних отчетных периода;
  • оригиналов выданных ООО „Союз“ справок ИФНС об отсутствии задолженности по налогам и банка о движении денежных средств по счетам за последние полгода;
  • копий документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера;
  • выписки из ЕГРЮЛ, информации с сайта ФНС об отсутствии в руководстве контрагента дисквалифицированных лиц и неотнесении адреса регистрации к массовым;
  • скринов страниц сайта ООО „Союз“ с описанием видов выполняемых им работ, применяемых технологий и задействованного в них персонала;
  • отзывов представителей ООО „Мир“ и ООО „Град“ о качестве произведенных для их ООО „Союз“ работ и выполнении гарантийных обязательств;
  • протоколов переговоров руководителей ООО „Вариант“ и ООО „Союз“, предшествовавших заключению договора;
  • фотографий офиса, производственных и складских помещений контрагента, сделанных по месту его регистрации».

Приложениями к такому письму станут копии перечисленных в нем документов.

Важно

important

В случае потери организацией дохода для судебного разбирательства недостаточно только поинтересоваться выпиской из Единого реестра и юридическом положении контрагента. Необходимо навести справки о реальной возможности потенциального делового партнера осуществить взятые на себя обязательства. Важно! Судебная практика подтверждает, что проверка реальных возможностей будущего партнера, а именно наличие квалифицированного персонала, оборудования, транспортных средств и т.д.

является неотъемлемым действием каждого юридического лица. 3. Узнайте, есть ли отношения с арбитражным судом Картотека ВАС РФ предоставляет информацию обо всех судебных разбирательствах с участием контрагента. Официальный сайт Верховного административного суда Российской Федерации содержит не только полный перечень участников судебных тяжб, но и все детали их содержания.

Перед тем, как заключить сделку, постарайтесь собрать о поставщике, исполнителе, заказчике как можно больше информации. Сделать это можно на рабочем месте, через интернет. 

На сервисах не получится получить полную информацию о поставщике или подрядчике. Часть информации вы можете запросить у него лично. Запросите у клиента копии устава, приказа о назначении директора, деклараций и бухгалтерской отчетности, лицензий (если вид деятельности лицензируется). Стоит попросить справку об имуществе и сотрудниках. Но такие документы вам не обязаны предоставлять.

Также попросите справку о состоянии расчетов с бюджетом. Если у организации большая задолженность, то есть риск, что он не оплатит поставку в срок. В таком случае в договор стоит добавить условие о предоплате. Посмотрите сайт будущего контрагента. Но доверять всей информации на нем не стоит. Поэтому сверьтесь с отзывами клиентов о поставщике на тематических сайтах, в СМИ.

Проведите проверку бизнеса контрагента перед сделкой

Полезно изучить мнения его работников, в том числе бывших, ведь они знают компанию изнутри. Еще один действенный способ – посетить фирму лично. Осмотрите офис и склады поставщика. Сфотографируйте офис снаружи и внутри, товар на складе. Сохраняйте пропуск в офис, он докажет, что представитель вашей компании встречался с представителями предприятия до сделки.

Изучите репутацию поставщика или исполнителя, заказчика. Почитайте отзывы других покупателей о нем. Часто это информацию можно найти в интернете. Изучите отзывы бывших сотрудников о фирме. Часто в них содержится много полезной информации.

Топ-6 самых важных статей для финансового директора:

Чем больше информации о будущем партнере получит компания при проверке, тем лучше. Во-первых, это заранее убережет ее от сделки с подозрительным предприятием. Во-вторых, в случае спора с налоговиками и суда, досье фирмы будет доказывать, что фирма проявила должную осмотрительность.

Судебная практика: признаки отсутствия осмотрительности

После того, как вы узнали все сведения о контрагенте, можно составить его «портрет». Перечислим признаки фирмы, с которой лучше не иметь дел.

Отказывается предоставлять документы.. Например, вы запросили у фирмы информацию о сотрудниках, их опыте и образовании, сведения о наличном оборудовании. Но в ответ ничего не получили или вам прислали письмо с общими фразами. Некоторые предприятия ссылаются на то, что такая информация относится к коммерческой тайне.

attention

Мало ресурсов.. Если фирма оказывает услуги, то у нее должно быть достаточно квалифицированных сотрудников. Но в то же время компания вправе привлекать сотрудников по договору подряда. Если для выполнения работы нужно специальное оборудования, то исполнителю можно сделать запрос об обеспеченности необходимыми средствами. Причем необязательно иметь их в собственности, фирма может брать их напрокат или в аренду.

Недостоверные сведения в реестре. Если в выписке из ЕГРЮЛ стоят три пометки о недостоверности: адрес, директор и учредитель, то стоит задуматься о сделке с таким поставщиком или покупателем. Если вы уверены, что компания работает честно, то попросите ее объяснить ситуацию. Кроме того, не исключено, что в сервисе содержатся ошибки.

Часто судится Большое количество судебных дел, в котором участвует контрагент, должно насторожить компанию. Часто таким образом создают видимость деятельности фирмы-однодневки.

Поинтересуйтесь актуальным для сделки периодом в бухгалтерской отчетности контрагента. Организации сдают годовую или промежуточную отчетность. Для каждого периода существуют специальные коды:

  1. Для годовой бухгалтерской отчетности применяют код 34.
  2. В отчетности за первый квартал ставят код 21.
  3. Если компания направляет данные за полугодие, используют код 31.
  4. Отчетность за девять месяцев отмечают кодом 33 (табл. 4.1 Справочника кодов, определяющих налоговый (отчетный) период, утв. приказом ФНС России от 20.12.10 № ММВ-7-6/[email protected]).

Сервис проверит контрагента по государственным реестрам – ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеке арбитражных дел, базе исполнительных производств ФССП России, сервисам налоговой службы и другим. Сформирует досье компании и выписку из ЕГРЮЛ с подписью ФНС.

Проверить контрагента

Чтобы определить платежеспособность контрагента, сопоставьте сумму сделки и стоимость его активов. Общая стоимость активов компании состоит из балансовой стоимости оборотных и внеоборотных активов (постановление Восьмого ААС от 19.12.13 по делу № А46-29271/2012, п. 2–3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.01 № 62).

Важно понять, превышает ли сумма по сделке 25% стоимости имущества будущего бизнес-партнера. Чтобы это определить, посмотрите бухгалтерскую отчетность контрагента. Нужны данные за период, который предшествовал дате принятия решения о сделке. Контрагенту потребуется одобрить сделку, если:

  • ее стоимость выше 25% от стоимости активов согласно бухгалтерскому балансу на последнюю отчетную дату;
  • сделка вне обычной хозяйственной деятельности контрагента.

Если контрагент не получит одобрения такой сделки, но вы подпишете договор, впоследствии сделку смогут оспорить из-за нарушения порядка одобрения (постановление АС Дальневосточного округа от 12.04.16 № Ф03-1040/2016 по делу № А59-3813/2015).

Проверка отчетности контрагента также даст представление о том, не возникнет ли нарушения права заинтересованных лиц. Так, в одном деле истец требовал признать сделки недействительными. Однако третьи лица на основании бухгалтерской отчетности контрагента могли установить, что сделки не являются для него крупными.

При проверке бизнеса контрагента обратите внимание на показатели внеобротных и оборотных активов. Эти данные укажут, есть ли имущество, которое можно выставить на торги в случае банкротства контрагента. Если данных нет, следовательно, на балансе компании нет имущества, и при банкротстве отвечать будет нечем. Заключать с такой компанией сделку рискованно. Это может означать, что она не ведет реальной деятельности и является фирмой-однодневкой.

Если ваша компания выступает в сделке в роли исполнителя, а у заказчика пустуют строки об активах, безопаснее включить в договор условие о предоплате и привязать срок начала исполнения обязательства к получению аванса.

Отчет о финансовых результатах дает понять, в каком состоянии финансы контрагента. Числа, которые указывают на убытки, будут в круглых скобках. По отчету будет видно, как шли дела у контрагента в истекший отчетный период. Также по отчету можно определить тенденции бизнеса контрагента в целом. Данные из столбца «За отчетный период» нужно сравнить с данными столбца «За аналогичный период прошлого года».

По материалам публикации в № 4, 2017 г.

Из аргументов, на которых основывается признание судом контрагента не соответствующим критериям лица, реально ведущего деятельность, можно отметить следующие:

  • Отсутствие у него необходимых для этого ресурсов (активов, персонала), уплата налогов в минимально возможном объеме или в неполном размере (постановления Арбитражных судов Московского округа от 30.05.2017 № Ф05-7043/2017 по делу № А40-181608/2016, от 30.05.2017 № Ф05-6970/2017 по делу № А40-208019/2016, от 15.05.2017 № Ф05-5962/2017 по делу № А40-74889/2016, Дальневосточного округа от 14.08.2017 № Ф03-2718/2017 по делу № А51-27634/2016).

О том, как определяется объем налоговой нагрузки и каковы его значения, считающиеся заниженными, читайте в статье «Расчет налоговой нагрузки в 2018-2019 году (формула)».

  • Наличие массового адреса регистрации, отсутствие характерных для ведущейся хоздеятельности расходов, несоразмерность оборотов денежных средств по счетам и объемов уплачиваемых налогов (постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.05.2017 № Ф05-6622/2017 по делу № А40-119724/2016).
  • Присутствие преимущественно транзитного характера движения денежных средств по счетам, номинальность имущественного положения при существенном разнообразии заявленных к осуществлению видов деятельности, отсутствие соответствия в поступлениях и расходовании денег (постановления Арбитражных судов Московского округа от 25.05.2017 № Ф05-6702/2017 по делу № А40-166522/2016, Волго-Вятского округа от 17.07.2017 № Ф01-2731/2017 по делу № А43-21051/2016).
  • Отсутствие персонала, необходимых активов (офиса, складов, оборудования, транспорта, в т. ч. арендованных) и документов, подтверждающих факт оказания услуг по доставке, наличие признаков однодневности у контрагентов, присутствие транзитного характера движения денежных средств, подача налоговой отчетности с указанием минимальных данных в ней, искажение сведений при оформлении разрешений на осуществление деятельности (постановления Арбитражных судов Московского округа от 19.05.2017 № Ф05-6215/2017 по делу № А41-66000/2016, Дальневосточного округа от 09.08.2017 № Ф03-2797/2017 по делу № А73-9509/2016, Северо-Западного округа от 10.08.2017 № Ф07-5611/2017 по делу № А66-5287/2016).
  • Присутствие однодневок в числе контрагентов, неуплата налогов, отсутствие нужных трудовых и имущественных ресурсов, необходимых для ведения деятельности расходов, наличие операций со значительными денежными суммами, не подтверждаемых контрагентами (постановления арбитражных судов Московского округа от 04.05.2017 № Ф05-5426/2017 по делу № А40-143250/2016, Центрального округа от 03.08.2017 № Ф10-2817/2017 по делу № А09-9845/2016).

Принимаемые во внимание судами аргументы свидетельствуют о том, что обоснование проявления должной осмотрительности не должно ограничиваться запросом у контрагента учредительных документов, копии последней отчетности и выписки из ЕГРЮЛ. Необходимо также собрать и иную информацию о нем. Например, проверить, каковы его деловая репутация и платежеспособность, оценить наличие риска неисполнения обязательств, убедиться, что он располагает реальными ресурсами для фактического осуществления оговоренной во взаимоотношениях деятельности и имеет право на ее ведение.

Сразу скажем, что единого сервиса проверки контрагентов на предмет налоговой безопасности будущей сделки не существует и, скорее всего, не будет.

Инфо

info

И если они не соблюдены, это, скорее всего, будет признано нарушением. Критерии Налоговые органы рекомендуют представителям бизнеса при заключении различных договоров проявлять необходимую осмотрительность. А именно – проводить комплекс мероприятий, направленных на проверку потенциального контрагента на добросовестность.

Кроме того, при планировании выездных ревизий налоговики выбирают объект, основываясь на этой Концепции налоговых проверок.

Налоговая проверка контрагента по ИНН

Так как налоговая часто снимает расходы и вычеты из-за сделок с однодневками, то она издала алгоритм, по которому можно узнать о благонадежности контрагента. Найти его можно в письме ФНС России от 12.05.17 № АС-4-2/[email protected] ФНС запретила налоговикам на местах доначислять налоги только из-за того, что предприятие похоже на однодневку (письмо ФНС России от 23.03.17 № ЕД-5-9/[email protected]).

Но компании все равно обращаются в суд, чтобы отменить доначисления и штрафы. Чтобы избежать претензий, нужно проявить осмотрительность. Реальность компаньона инспекторы советуют проверять с помощью проверки по налоговой базе. То есть по выписке из ЕГРЮЛ.

Налоговики советуют, чтобы выписка была свежая — за две-три недели до заключения контракта. Адрес должен быть достоверным. То есть это должно быть здание, в котором можно вести предпринимательскую деятельность. Если вы покупаете товар, то попросите поставщика прислать фото склада. Так вы убедитесь, что у него есть склады, и что организация действительно ведет бизнес.

Проверьте, что у фирмы нет долгов перед налоговой. Пока такую информацию вам может предоставить только само предприятие. Но в следующем году появится сервис, который будет отображать долги организации перед бюджетом. Но и этих мер может быть недостаточно, чтобы подтвердить осмотрительность.

Ответ для банка о причинах выбора контрагента

Легального (закрепленного в законодательно) определения должной осмотрительности нет. Не нашел закрепления в Налоговом кодексе РФ и принцип должной осмотрительности; нет и обязанности налогоплательщика проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента.

Данный принцип содержится в нормах гражданского права. Так, согласно статье 401 ГК РФ “лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств”.

Т.о. должная осмотрительность – это комплекс мер по сбору и анализу информации для проверки контрагента на добросовестность, принимаемых организацией при заключении договора. Этот термин используется для определения вины.

На практике это означает, что налогоплательщик не должен заключать договоры с контрагентами, которые обладают признаками “однодневок”. Такой подход налоговых органов основан на принципах разумности и добросовестности при осуществлении предпринимательской деятельности, а это означает, что никакой здравомыслящий предприниматель не станет брать на себя риск заключения сделки с сомнительной организацией, которая может свои обязательства по договору и не выполнить.

Поэтому прежде, чем вступить с контрагентом в какие-либо отношения (особенно если речь идет о крупных сделках), покупатель (заказчик) так или иначе должен проявить осмотрительность и узнать как можно больше о своем бизнес-партнере. Тех, кто такой осмотрительности не проявил, налоговые органы считают злостными “уклонистами” от уплаты налогов.

При этом традиционная позиция ФНС России состоит в том, что пострадать за неосмотрительность при выборе контрагентов должен не только тот налогоплательщик, который “закрыл глаза” на наличие признаков “фирмы – однодневки” у контрагента и вступил с ним в договорные отношения, но и тот, который не знал об этих признаках, но, осуществив ряд контрольных мероприятий, мог бы данные признаки выявить.

В этом-то и состоит основная опасность предъявления налоговых претензий по мотиву неосмотрительности при выборе контрагента: налогоплательщик заключает договор с организацией, ничего не зная о ее налоговых обязательствах, а впоследствии его обвиняют в неосмотрительности и недобросовестности.

Но должны ли фирмы проверять добросовестность своих контрагентов и кто застрахует их от недобросовестности последних?

Анализ судебной практики показывает, что на налогоплательщиков, претендующих на возмещение НДС, без достаточных правовых оснований возложена ответственность за поведение проблемных налогоплательщиков-поставщиков.

Само по себе нарушение налогового законодательства контрагентом не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Но факт получения необоснованной налоговой выгоды может быть признан, если налоговики докажут, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.

Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Таким образом, позиция налоговиков сводится к тому, что осмотрительность при выборе контрагента надо подтвердить. Но какого-либо универсального способа разрешить такую задчу нет.

24.07.2015 ФНС России выпустило очередное Письмо № ЕД-4-2/[email protected], в котором указала, на что налогоплательщику следует обратить внимание при выборе контрагента, а также рекомендовала:

  • изучить документы, которые подтверждают полномочия представителя контрагента;

  • оценить возможность реального выполнения условий договора с учетом времени, необходимого для доставки или производства товара, выполнения работ или оказания услуг;

  • при оценке налоговых рисков исследовать такие признаки недобросовестности контрагента, как:

    • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя) и копий документа, удостоверяющего его личность;

    • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;

    • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;

    • отсутствие очевидных свидетельств возможности выполнения контрагентом условий договора.

При этом указано, что:

  • обязанность по доказательству получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды возложена на налоговые органы;

  • каждое обстоятельство получения необоснованной налоговой выгоды носит индивидуальный характер и должно быть подтверждено в ходе налоговой проверки соответствующими доказательствами;

  • налоговым органам необходимо доказать, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений их взаимозависимости или аффилированности;

  • факт нарушения контрагентом налогоплательщика налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента— категория, интересующая, прежде всего, налоговые органы, выявляющие ситуации, влекущие за собой получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Особую значимость эти моменты приобрели в связи с контролем за реальностью операций, учитываемых при расчете 2 основных налогов: на прибыль и НДС.

Меньший (но также растущий) интерес должная осмотрительность вызывает:

  • у банков, не только обязанных контролировать определенные сделки своих клиентов (закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ), но и заинтересованных в как минимум стабильном финансовом положении лиц, получивших в банке кредит;
  • собственников бизнеса, желающих вести его с наименьшими потерями (риски покупки-продажи некачественного товара, несвоевременных поставок, неполучения платежей, невозможности взыскания ущерба).

Почему же проявление должной осмотрительности оказывается одним из ключевых вопросов непосредственно для самого налогоплательщика? Потому что предпринимательская деятельность ведется на свой страх и риск. То есть негативные последствия, возникающие из-за неправильного выбора контрагента, тоже становятся риском налогоплательщика.

Законодательно понятие должной осмотрительности нигде не определено. Однако существуют разработанные ФНС России (приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333) критерии, согласно которым из числа налогоплательщиков осуществляется отбор наиболее вероятных кандидатов на выездную налоговую проверку. Среди этих критериев присутствует и такой, как ведение деятельности с высоким уровнем налогового риска, описание которого (п.

Полный список критериев отбора налогоплательщиков для проверки смотрите здесь.

Проведите проверку бизнеса контрагента перед сделкой

Дополнительную информацию о признаках сомнительных контрагентов можно почерпнуть в письмах:

  • Минфина России от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65228 — в отношении характеристик фирм-однодневок;
  • ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84 — о сведениях, которые налогоплательщик может запросить у своих контрагентов, и мерах, принимаемых налоговой службой для информирования о неблагонадежных для взаимодействия с ними лицах;
  • ФНС России от 17.10.2012 № АС-4-2/17710 и от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124 — о доступных официальных источниках данных о юрлицах и ИП, а также о качественной оценке сведений, отражаемых в ЕГРЮЛ;
  • ФНС России от 12.05.2017 № АС-4-2/8872 — об исследовании определенных признаков контрагента при оценке налоговых рисков.

Однако формальное следование положениям указанных документов не всегда гарантирует налогоплательщику отсутствие претензий со стороны налоговых органов. Они все более успешно доказывают нереальность отраженных в учете сомнительных хозопераций, в т. ч. с использованием аргументов, дополняющих разработанные ФНС России критерии. И все чаще точка зрения ИФНС находит поддержку у судей.

Налогоплательщику, вступающему во взаимоотношения с очередным контрагентом, следует проверить его:

  • на легитимность (присутствие в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), отсутствие массового адреса регистрации и дисквалифицированного руководителя, наличие необходимых для ведения соответствующей деятельности разрешений);
  • реальность осуществляемой деятельности (фактическое нахождение по месту регистрации, наличие обладающего необходимыми полномочиями руководителя, физически существующих по указанным адресам офиса и складов, необходимого оборудования и транспорта, персонала, действующего расчетного счета, присутствие информации в СМИ и интернете);
  • надежность (отсутствие среди не сдающих отчетность, неплательщиков налогов, банкротов, лиц, участвующих в судебных разбирательствах в связи с допускаемыми ими неплатежами или работой с однодневками, наличие рекомендаций со стороны партнеров по бизнесу, длительность ведения деятельности и поддержки взаимоотношений с одними и теми же партнерами).

Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, поскольку любая дополнительная информация (в т. ч., например, переписка, предшествующая заключению договора либо ведущаяся в процессе его исполнения, или протокол встречи руководителей) будет служить подтверждением реальности существования контрагента и действительного ведения им той деятельности, результаты которой налогоплательщик примет у себя к учету.

В ходе проверки бизнеса контрагента ознакомьтесь с отчетом о финансовых результатах

Сохраняйте всю информацию, которую вы получили. Оформить данные можно разными способами. Одни составляют досье компаньона, другие – анкету, третьи – письменный отчет.

Документ можно называть по-разному, главное, чтобы в нем содержалась информация, которая доказывает, что фирма не является однодневкой. Форму документа надо разработать самостоятельно. Предусмотрите в ней части с информацией об адресе фирмы и ее руководителе, деловой репутации и финансовом положении.

В случае спора такой документ будет аргументом в пользу компании. Он подтвердит, что компания проявила должную осмотрительность и проверила надежность контрагента. Кроме того, вы можете разработать алгоритм такой проверки: перечислить сервисы, которые нужно использовать в работе, требование выехать на юридический адрес, запрос документов и т.д.

Проверка контрагентов на сайте фнс: изменения 2018

Проведите проверку бизнеса контрагента перед сделкой

Вернуться назад на Контрагент 2018Компании будут по-новому проверять контрагентов. ФНС впервые обнародует на сайте налоговой подробные данные обо всех компаниях: их доходах, штате, долгах и др. Мы выяснили в Налоговой службе все подробности. ФНС приказом утвердила сроки, периоды и порядок размещения на своем сайте сведений, указанных в пункте 1.

1 статьи 102 НК РФ. Последние изменения в документ вступили в силу с 8 августа 2017 года. Расскажем, какую информацию и когда раскроет ведомство. Информацию будут раскрывать в несколько этапов. Сначала налоговики включат в базу сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 31 декабря 2017 года, а также мерах ответственности за их совершение, если штраф не уплачен до 1 мая 2018 года. Первые данные появятся в открытом доступе 1 июня 2018 года (см.

Алгоритм проверки добросовестности контрагента

Шаг № 1. Проверить контрагента по официальным сайтам в интернете При помощи общедоступных ресурсов в интернете можно узнать весьма интересные подробности о потенциальном партнере.

Принимая решение о сотрудничестве с новым контрагентом, достаточно часто руководство организации задается вопросами о надежности контрагента (выполнит ли контрагент работу после ее оплаты) и рисках, связанных с возможными вопросами со стороны налоговых органов.

Можно исходить из общего принципа добросовестности и не проводить проверок при заключении договора с новым партнером. Но разумнее и безопаснее поступить осмотрительно и позаботиться об успешности своего бизнеса.

  • Налоговое законодательствл обязывает стороны заключаемого договора проверять добросовестность контрагента по договору. К примеру, организации заключили договор оказания услуг по уборке офиса. Исполнитель направил заказчику акт приемки-передачи услуг и счет-фактуру. Налоговый орган по результатам проведения камеральной проверки может отказать в вычете НДС по следующим причинам:
  • у исполнителя нет работников в штате (значит, никто физически не мог производить уборку);

  • исполнитель не находится по юридическому адресу, не платит налоги, не сдает налоговую отчетность (следовательно, исполнитель является недобросовестным);

  • документы от исполнителя были подписаны не уполномоченным лицом (не руководителем, следовательно, они недействительны).

Проведите проверку бизнеса контрагента перед сделкой

Следовательно, получить вычет НДС по ним не получится.

Такую проверку лучше проводить еще и потому, что на это обращают пристальное внимание и налоговые инспекторы при проведении налоговых проверок, которые тщательным образом проверяют всех контрагентов организации на наличие признаков “однодневок”. Основной аргумент — организация должна выбирать клиентов с должной осмотрительностью.

Суды считают, что организация должна выбирать таких контрагентов, связь с которыми не повлечет для нее дополнительных налоговых начислений. Если инспекторы заявляют об использовании схемы минимизации налогов, то в общем случае суды проверяют следующие обстоятельства:

  • проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента;

  • есть ли у контрагента расходы на ведение хозяйственной деятельности;

  • носят ли платежи, проходящие через эту компанию, транзитный характер;

  • поступили ли денежные средства реальному производителю товаров (работ, услуг) либо вернулись тому, от кого ушли;

  • соответствует ли размер цены на товар, приобретенный налогоплательщиком, средним ценам, сложившимся на рынке;

  • целесообразны ли сделки с экономической точки зрения.

Налогоплательщик считается добросовестным, пока не доказано обратное.

Алгоритм проверки добросовестности контрагента можно разделить на следующие этапы:

  1. Получение информации и документов от самого контрагента.

  2. Сбор общедоступных сведений о контрагенте.

  3. Анализ полученных данных.

  4. Принятие решения о заключении договора.

Заключая новые договоры, на первоначальном этапе необходимо максимально обезопасить организацию для того, чтобы “в случае чего” иметь возможность доказать “достаточную осмотрительность” при выборе контрагента. Процесс этот довольно трудоемкий и занимает много времени и сил, но игра стоит свеч. Пренебрежение хотя бы минимальной проверкой может обернуться претензиями налоговых органов и, как следствие, разбирательствами в суде. А на это уйдет гораздо больше времени, сил и средств, чем на проверку на первоначальном этапе.

С 01.09.2018 организациям проще проявлять должную осмотрительность, поскольку с этой даты ФНС разместил на своем сайте открытые сведения о налогоплательщиках.

С 01.07.2019 планируется сведения об организациях будут размещаться на сайте ФНС России по определенным блокам:

  • о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору);
  • о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение;
  • о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками;
  • об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников организации за календарный год;
  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за год;
  • об уплаченных организацией в календарном году суммах налогов и сборов (по каждому налогу и сбору) без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом.

Сначала появится информация о налоговых правонарушениях. Туда войдут решения о привлечении к ответственности, которые вступили в силу с 2 июня 2016 года по 30 июня 2017 года. Данные об уплаченных страховых взносах будут опубликованы в феврале следующего года.

Ежемесячно будут обновлять сведения по блокам:

  • недоимка и задолженность по пеням и штрафам;
  • налоговые правонарушения и ответственность за них;
  • спецрежимы, которые применяют налогоплательщики;
  • участие в консолидированной группе налогоплательщиков.

Раз в год будут размещать данные о среднесписочной численности работников, доходах и расходах по бухотчетности, уплаченных налогах и сборах.

Открытые данные об организациях не составляют налоговую тайну в соответствии со статьей 102 НК РФ, но до внесения поправок Федеральным законом № 134-ФЗ они были недоступны для общественности. Данные сведения будут в открытом доступе три года.

Что же в этом случае необходимо предпринять? Для начала весь процесс проверки добросовестности контрагентов лучше всего регламентировать соответствующим локальным нормативным актом, назначить ответственных за данный процесс лиц, установить критерии, при наличии которых контрагент подлежит проверке. Допустим, широко известные фирмы, давно существующие на российском рынке и имеющие положительную репутацию проверять на “реальность существования” смысла нет.

Самым важным этапом проверки контрагента является непосредственный сбор информации о нем, причем, чем такой информации больше, тем лучше.

Законодательно перечень документов для проверки добросовестности налогоплательщика не установлен (хотя и есть разъяснения Минфина РФ, которые даны в Письмах от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340 и Письмом ФНС от 11.02.2010 № 3-7-07/84), но полагаю, что оптимально начинать этот процесс с получения данных от самого контрагента, запросив копии:

  • свидетельства о регистрации, ИНН, устава, постановки на налоговый учет;

  • приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера;

  • годового бухгалтерского баланса за последний отчетный период;

  • лицензий.

С 01.06.2016 стало больше возможностей проявить должную осмотрительность при выборе контрагента, т.к. часть информации о налогоплательщиках, которая признавалась налоговой тайной, стала общедоступной (Федеральный закон от 01.05.2016 N 134-ФЗ), а именно:

  • о среднесписочной численности работников;

  • об уплаченных суммах налогов и сборов (без учета сумм, уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС, а также в качестве налогового агента);

  • о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как поступит контрагент, если получит от фирмы предложение представить данные документы? В представлении копии устава фирме могут отказать, мотивировав это следующим:

  1. Устав и учредительный договор
  2. На основании п. 4 ст. 11 ФЗ “Об акционерных обществах” по требованию акционера, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с уставом общества, включая изменения и дополнения к нему. Однако представление копии устава возможно на основании указанной статьи только акционеру общества по его требованию. Т.о., законодательно обязанность представления копии устава предусмотрена только для акционера. Что касается контрагентов, процедура ознакомления с уставом законодательно не определена, и поэтому исполнительный орган общества вправе разработать ее самостоятельно.

    Отказ в представлении копии учредительного договора может быть мотивирован наличием режима коммерческой тайны (так, учредительный договор может содержать сведения, относящиеся к коммерческой тайне). В соответствии с п. 5 ст. 9 Закона № 208-ФЗ учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества.

    Согласно ст. 5 ФЗ “О коммерческой тайне” режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры.

    Договор о создании общества не является учредительным документом общества.

    Аналогичная позиция отражена и в ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, в соответствии с п. 3. ст. 12 которого по требованию участника общества, аудитора или любого заинтересованного лица общество обязано в разумные сроки предоставить им возможность ознакомиться с учредительными документами общества, в том числе с изменениями. Общество обязано по требованию своего участника представить ему копии действующих учредительного договора и устава общества. Таким образом, копии учредительных документов представляются только участникам общества, а любому заинтересованному лицу – только возможность ознакомления с ними.

  3. Приказы о назначении генерального директора и главного бухгалтера
  4. могут быть представлены только с письменного согласия самих работников на основании следующего.

    Приказ о приеме на работу – первичный учетный документ, имеет унифицированную форму (Т-1), в котором содержатся сведения о заработной плате работника, условиях приема на работу, характере работы и т.д., являющиеся персональными данными работника.

    Международные акты, Конституция РФ, другие федеральные законы предусматривают защиту персональных данных от необоснованного ознакомления с ними или распространения без согласия лица, к которому эти сведения относятся.

    По действующему законодательству персональные данные представляют собой любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации лицу, в том числе его: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата и место рождения; адрес; семейное, социальное и имущественное положение; образование и профессия; доходы и другая информация.

  5. Если контрагент не предоставляет бухгалтерский баланс и декларации по НДС
  6. В соответствии со ст. 92 акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собрания акционеров; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

    Информация об обществе предоставляется им в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ и иных правовых актов РФ.

    Как поступить с контрагентом, который не предоставляет информацию о себе законными способами? У фирмы всегда имеется возможность запросить у него копию свидетельства о внесении сведений в ЕГРЮЛ. Данные сведения не являются коммерческой тайной и не относятся к персональным данным.

  1. Что такое налоговая выгода

  2. Контрольная закупка

  3. Что делать, когда к вам пришла проверка?

  4. К вам пришла полицейская проверка

  5. Налоговые проверки

  6. Основания (признаки) для проведения налоговых проверок

  7. Камеральная проверка

  8. Выездная проверка

  9. Возражения на акт налоговой проверки

  10. 109 признаков недобросовестности налогоплательщиков

  11. Что такое фирма – однодневка?

  12. Как составить договор?

  13. Правильная организация договорной работы

  14. Как уменьшить налоговые риски бизнеса?

  15. Налоговая оптимизация и практические вопросы ее применения

  16. Справочник новых штрафов Налогового кодекса РФ

  17. Справочник штрафов КоАП РФ, с которыми вы можете столкнуться в предпринимательской деятельности

  18. Налоговый кодекс РФ

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector