Комиссия по легализации налоговой базы что говорить

Новый регламент

Как работает комиссия по легализации объектов налогообложения?

Цивилизованный рынок возможен в условиях честных деловых отношений в системе работодатель – сотрудник и прозрачности финансовых операций каждого участника рынка.

Чтобы вывести из тени наличность, обеспечить наемных работников предусмотренной законодательством заработной платой и вернуть деятельность предприятий (организаций) в рамки правил рыночной экономики, необходим контроль и финансовые проверки.

Деятельность созданной ФНС Комиссии по легализации объектов налогообложения направлена на:

  • выявление необоснованности заявленных предприятиями убытков, с целью скрыть истинный доход;
  • выявление нарушений и причин по выплате сотрудникам заработной платы ниже предусмотренного законом минимума;
  • выплаты, неучтенной в декларации, зарплаты;
  • выявление организаций официально не оформляющих работников в штат;
  • определение причин несвоевременной выплаты налогов или отклонение от них;
  • задержка выплат страховых взносов.

Качественный контроль налоговой не может состояться без проверок. Большое количество жалоб от наемных работников о несвоевременной выплате зарплаты, о несоблюдении закона РФ относительно сотрудников, вынуждает более строго проверять финансовую отчетность организаций и их деятельность.

Что такое камеральная и выездная налоговая проверка и в каком порядке они проводятся вы можете узнать тут.

ФНС прослеживает суммы и своевременность налоговых и страховых выплат. Это позволяет выделить в группу объекты, не в полной мере или несвоевременно уплачивающие налоги.

В масштабах государства такая программа не может осуществиться в одночасье, но цивилизованные отношения в сфере производства, рынка, услуг будут встречаться намного чаще.

С 25 июля 2017 года налоговые комиссии по легализации занимаются мониторингом базы по НДФЛ и страховым взносам на основе нового порядка. Он закреплён письмом ФНС России № ЕД-4-15/14490. Одновременно перестал действовать прежний регламент. Он был утверждён письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Основной принцип такой: деятельность каждого интересующего комиссию по легализации налоговой базы лица рассматривают отдельно.

Все вопросы комиссии по легализации в адрес должностного лица (представителя) компании (ИП, физлица), который пришёл на заседание, должны касаться обнаруженных проверяющими фактов и несоответствий. В связи с этим будет предложено:

  • дать пояснения;
  • уточнить, что организация предпринимает и/или планирует предпринять для улучшения показателей своей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения налогового законодательства.

Также напомним, что комиссии по легализации базы с 2017 года занимаются и мониторингом базы по страховым взносам. Это связано с изменениями в законодательстве с 01.01.2017.

Также см. «Новый регламент работы комиссий по легализации налоговой базы с 2017 года».

Приложение N 10. Определение зон риска при анализе расчетного счета налогоплательщика

Приложение N 7

полное наименование налогоплательщика, ИНН, КПП

Общее количество соответствия критериям налоговых рисков

N п/п

Наименование критерия оценки рисков

Источник

Оценка критериев риска по периодам

Средне-
отраслевой

Средне-
отраслевой

Наличие риска

2011

2012

2013

показатель за 2011

показатель за 2012

·

1.

Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)

Приложение N 8

2.

Значительное ({amp}gt; 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики, %

Приложение N 3 (п.58)

3.

Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов, тыс. рублей

Приложение N 3 (п.23)

X

X

4.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) (да, нет)

Приложение N 3 (динамика п.11, 12)

X

X

5.

Резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество, либо наличие оплаты за основные средства при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков, что свидетельствовать о выводе активов организации без отражения данных операций для целей налогообложения (например: подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи основных средств и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества, либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов)

Приложение N 2 (п.3, п.9) Приложение N 3 (п.37, п.41, п.48, п.53)

X

X

6.

Резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов, либо значительное превышение размера кредиторской задолженности над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству

Приложение N 2 (п.7, п.14, п.16) Приложение N 3 (п.1)

X

X

7.

Снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение в состав расходов, при исчислении налога на прибыль, суммы безнадежных долгов

Приложение N 2 (п.16) Приложение N 3 (п.36)

X

X

8.

Расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах может свидетельствовать о невключении в реализацию отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы

Приложение N 3 (п.11, 19) Приложение N 4 (п.41)

X

X

9.

Резкое уменьшение показателя “Финансовые вложения” при неотражении в декларации по налогу на прибыль организаций выручки от реализации права требования долга, доходов от реализации ценных бумаг и отсутствия поступлений от возврата предоставленных займов в “Отчете о движении денежных средств” и движений денежных средств по расчетному счету налогоплательщика. Данное обстоятельство может свидетельствовать о сокрытии доходов от реализации долгосрочных финансовых вложений

Приложение N 2 (п.4 п.6) Приложение N 3 (п.38, п.42, п.50)

X

X

10.

Систематическое заявление сумм НДС к возмещению, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности (экспорт товаров с применением 0 ставки по НДС), налогоплательщиками с убыточной деятельностью (отсутствием прибыли, либо незначительных размеров прибыли при значительном суммарном объеме выручки (дохода) от реализации)

Приложение N 3 (п.11, 19 п.13, п.23) Приложение N 4 (п.47)

X

X

11.

Движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации

Приложение N 3 (п.(11 8), п.(43 47) Приложение N 2 (п.1 – п.17)

X

X

12.

Осуществление видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличнымиденежными средствами, предоставление в значительных размерах займов другим организациям, что может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля (в т.ч содержащаяся в учетных данных, наличие ККТ) Приложение N 2 (п.4) Приложение N 3 (п.6)

X

X

13.

Два и более случая с момента государственной регистрации, представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения), если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика (“миграция” между налоговыми органами)

Учетные данные, ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП

X

X

14.

Отражение в расходах налогоплательщика штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, фактически не имевшее место

Приложение N 3 (п.33)

X

X

15.

Перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или НДС) на другую организацию

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

16.

Умышленное завышение расходов (вычетов НДС) в результате включения затрат по договорам с фирмами, имеющими признаки недобросовестности, на оказание услуг, не имеющих материального результата (транспортные, консультационные, информационные, услуги по управлению организацией и проч.)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

17.

Увеличение стоимости материальных ресурсов организации путем искусственного завышения цены на сырье, материалы, комплектующие изделия, используя цепочку контрагентов (посредников)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

18.

Включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам), в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что, в случае ее погашения, необходимость в привлечении заемных средств отпадает и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика значатся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица

Приложение N 3 (п.7, п.32) Приложение N 2 (п.16 {amp}gt; 19)

X

X

19.

Отнесение на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля Приложение N 3 (п.12, п.20)

X

X

20.

Учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам

Приложение N 3 (п.26 {amp}lt; п.28, п.27 {amp}lt; п.29)

21.

Завышение сумм нормируемых расходов

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля Приложение N 3 (п.12, п.20)

22.

Исчисление амортизации в завышенных размерах, в том числе за счет неправомерного применения коэффициента 2

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля Приложение N 3 (п.30, п.31)

X

X

23

Удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам составил выше 90%

Приложение N 4 (п.4)

24.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (да, нет)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

25.

Превышение суммы налога, исчисленной при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащей вычету, над суммой налога, исчисленной со стоимости операций по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Приложение N 4 (п.12)

X

X

26

Отсутствие в налоговой декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, перед получением освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы, при наличии остатков стоимости сырья, материалов, других аналогичных ценностей, основных средств, нематериальных активов, а также готовой продукции и товаров для перепродажи на конец отчетного периода по данными бухгалтерского баланса, ранее заявлявших налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах, предшествующих переходу на спецрежимы и применение освобождения по НДС на основании ст.145 НК РФ, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет

Приложение N 4 (п.15)

X

X

27.

Отсутствие в налоговой декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, при наличии сведений о передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет

Приложение N 4 (п.17)

X

X

28.

Превышение заявленной к вычету суммы налога, уплаченной налогоплательщиком при ввозе товаров с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, по декларации по НДС над суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, согласно налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза

Приложение N 4 (п.20)

X

X

29.

Превышение заявленной к вычету суммы налога, уплаченной налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в декларации по НДС над общей суммой налога, указанного в колонке “сумма” по коду 300 (НДС) в графе “Исчисление платежей” таможенных деклараций

Приложение N 4 (п.23)

X

X

30.

Превышение сумм НДС, принятых к вычету на основании п.12 ст.171 и п.9 ст.172 НК РФ при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, над суммами НДС, подлежащими последующему восстановлению согласно пп.3 п.3 ст.170 НК РФ

Приложение N 4 (п.26)

X

X

31.

Принятие к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в качестве налоговых агентов при отсутствии начисленных и уплаченных в бюджет налоговыми агентами сумм НДС в предыдущих налоговых периодах

Приложение N 4 (п.30)

X

X

32.

Превышение налогового вычета по НДС, ранее исчисленного с сумм предоплаты (частичной оплаты), применяемого с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг), над суммой НДС, исчисленной с реализации в текущем налоговом периоде

Приложение N 4 (п.33)

X

X

33

Превышение исчисленных сумм НДС с сумм оплаты (частичной оплаты) подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг) над суммами НДС, ранее исчисленными с сумм НДС поступившей предоплаты

Приложение N 4 (п.36)

34

Превышение доходов от реализации, отраженных индивидуальными предпринимателями в декларациях по форме N 3-НДФЛ над налоговой базой от реализации товаров (работ, услуг), заявленной в декларациях по НДС, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы для исчисления НДС

Приложение N 4 (п.44)

35.

Систематическое отражение в декларациях по НДС значительных сумм налоговых вычетов, в том числе и на протяжении нескольких налоговых периодов, причины “затоваривания” и планируемые сроки реализации остатков товаров и проявление должной осмотрительности при заключении договоров с контрагентами, обладающими признаками фирм – “однодневок”

Приложение N 4 (п.38)

Для налогоплательщиков налоговых агентов и налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей по НДФЛ налоговыми рисками являются:

36.

Отсутствие текущих платежей по НДФЛ при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы (по данным банковских выписок), а также на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Приложение N 5 (п.1-5)

37.

Значительное превышение величины заработной платы работников предпенсионного возраста относительно заработной платы остальных работников

Приложение N 5 (п.6-21)

38.

Применение налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями в декларациях 3-НДФЛ профессионального налогового вычета в размере, превышающем 95% от суммы полученного от предпринимательской деятельности дохода, что может свидетельствовать о включении в налоговый вычет расходов в завышенных размерах, повлекших получение незначительных сумм налоговой базы

Приложение N 6 (п.1-3)

39.

Неотражение налогоплательщиком – индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3-НДФЛ доходов от реализации имущества, а также доходов от реализации товаров (работ, услуг), выручка по которой была отражена в декларациях по НДС

Приложение N 6 (п.1, 4, 5)

40.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации, что может свидетельствовать о применении “конвертной схемы” выплаты заработной платы

Приложение N 5 (п.6-21)

ТИПОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ ПРИ НАЛОГОВЫХ ИНСПЕКЦИЯХ ПО ЛЕГАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ В ЧАСТИ, КАСАЮЩЕЙСЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДФЛ

По итогам заседания комиссии по легализации объектов налогообложения и базы она формулирует свои рекомендации:

  • по ликвидации нарушений, которые имели место при формировании базы по налогам и взносам;
  • по мерам, которые надо принять для закрытия долгов перед бюджетом.

Комиссия может предложить подать уточненные декларации, расчеты по форме 6-НДФЛ, расчеты по страховым взносам за прошлые периоды, в которых уточнить отчётные показатели. Например:

  • расходы предпринимателя;
  • расходы плательщика взносов на выплату страхового обеспечения;
  • суммы, не облагаемые взносами;
  • размер дополнительных тарифов по взносам и суммы взносов, исчисленные по ним;
  • количество сотрудников, которым начислен доход;
  • перечислить долг по НДФЛ и взносам с учетом пеней.

Учтите, что о фактах начисления зарплату ниже прожиточного уровня или МРОТ налоговики по закону обязаны (!) каждый квартал отправлять:

  • на местном уровне – органам местных властей;
  • на уровне субъекта РФ – органам по труду и занятости, а также в трудовую инспекцию.

Также см. «МРОТ с 1 июля 2017 года: таблица по регионам России».

УтвержденыприказомУФНС России по Рязанской областиот 10 марта 2017 года N 2.1-05-2.13/[email protected]

Целью работы комиссии является увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности, или отсутствуют объяснимые причины тех или иных результатов деятельности налогоплательщика к самостоятельному уточнению налоговых обязательств и недопущению нарушений налогового законодательства в последующих периодах.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами).

– неполного отражения в учете хозяйственных операций;

– отражения в налоговой и бухгалтерской отчетности недостоверных сведений;

– выплаты “теневой” заработной платы;

Комиссия по легализации налоговой базы что говорить

– несвоевременного перечисления НДФЛ;

– выявление работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или минимального размера оплаты труда.

а) комиссий, созданных в инспекциях ФНС России;

б) комиссий, созданных при управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации;

в) межведомственных комиссий, созданных при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Комиссия осуществляет свою работу на основании приказа, состав комиссии утверждается руководителем налогового органа.

– проведение камеральных проверок;

– проведение выездных налоговых проверок;

– проведение предпроверочного анализа;

– принятие мер по урегулированию задолженности.

В рамках работы комиссии должно обеспечиваться соблюдение налоговыми органами норм, предусмотренных статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”.

При необходимости в состав комиссии налоговых органов следует включать представителей органов исполнительной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Государственной инспекции по труду, а также правоохранительных органов и прокуратуры.

Налоговый орган, принявший решение о вызове налогоплательщика для рассмотрения его деятельности на комиссии, письменно уведомляет должностных лиц налогоплательщика о принятом решении с указанием времени и места проведения заседания комиссии.

– отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;

– проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков;

– направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной отчетности и внесения изменений в налоговую отчетность, погашению задолженности по НДФЛ, иным действиям;

– подготовка материалов для рассмотрения на комиссии;

– рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;

– мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;

– подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений налогового законодательства, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации или межведомственных комиссиях в органах местного самоуправления субъектов Российской Федерации, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Комиссия по легализации налоговой базы что говорить

Отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии, осуществляется на основании списков, формирование которых проводится путем анализа имеющейся информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, с учетом особенностей исчисления и уплаты налогов, в случае, например, банкротства, ликвидации налогоплательщика и др.

– Налогоплательщики, имеющие низкую налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций, акцизам, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, единому сельскохозяйственному налогу, НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями.

1) необоснованно снизившие в течение квартала более чем на 10 процентов соответствующие налоговые платежи, исходя из анализа информационного ресурса налоговых инспекций “Карточки расчета с бюджетом”.

Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления удержанных сумм НДФЛ за налоговый период, отраженных в сведениях о доходах по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом в налоговый орган, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках “Расчеты с бюджетом”. Также анализируются данные расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (расчет 6-НДФЛ).

При отборе налогоплательщиков – налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе “Расчеты с бюджетом” в целом по налоговому агенту;

2) налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе.

Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ (расчет 6-НДФЛ), представленных налоговым агентом за истекший налоговый период. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам, и среднесписочной численности;

3) налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже уровня заработной платы, предусмотренного Федеральным законом от 02.06.2016 N 164-ФЗ;

4) налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже уровня заработной платы, предусмотренного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Рязанской области на 2017 год от 21.12.2016 N 144-1.

– Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95 процентов.

– Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Комиссия по легализации налоговой базы что говорить

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (строки 010 – 040 раздела 3, строка 020 графы 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7).

Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В) или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

– Налогоплательщики – физические лица, не задекларировавшие полученные доходы.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), находящегося в собственности менее 3 лет. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

При этом необходимо осуществлять ранжирование налогоплательщиков, которые в первоочередном порядке подлежат вызову в налоговый орган на заседание комиссии, исходя из предполагаемой суммы налога, подлежащей уплате.

Следует иметь в виду, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) за счет занижения им фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Первый тревожный звонок

Тем, кто попал под прицел, налоговики заблаговременно — не позднее чем за 1 месяц до даты предполагаемой комиссии — рассылают типовые информационные письмаприложение № 11 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. В них излагаются все подозрительные, по мнению инспекторов, факты и обстоятельства. Кроме того, в письме налогоплательщику предлагается самостоятельно встать на путь исправления, а именно:

  • перепроверить свои налоговые показатели и представить либо пояснения, либо уточненки с увеличенной суммой налога;
  • погасить задолженность по НДФЛ;
  • принять меры по повышению зарплаты до желаемого уровня;
  • оценить свои риски в соответствии с Общедоступными критериямиприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], по которым налоговики отбирают претендентов для выездных проверок.

С того момента, как вы получили такое письмо, у вас есть 10 рабочих дней на то, чтобы должным образом продемонстрировать свою «работу над ошибками». Например, подать уточненную декларацию и доплатить налог либо письменно аргументировать причины, из-за которых вы стали объектом внимания налоговиковПисьмо ФНС от 17.07.

Протокол

Приложение N 12

наименование города места проведения комиссии

Комиссия по легализации налоговой базы что говорить

ПредседательствующийЧлены комиссииПредставители организации(индивидуальногопредпринимателя)Секретарь комиссии

1. Заслушивание руководителей (представителей) организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросу выплаты низкой заработной платы работникам.

2. Заслушивание руководителей (представителей) организаций, индивидуальных предпринимателей по вопросу образования убытков от финансово-хозяйственной деятельности и принятию мер по их устранению.

I. СЛУШАЛИ:Председателя комиссии – открыл заседание комиссии.

II. СЛУШАЛИ:Уполномоченного члена комиссии – представил информацию по налогоплательщику.

Председательствующий

ФИО

Секретарь

ФИО

Все обстоятельства заседаний фиксируют протоколы комиссий по легализации. Это и рекомендации, и сроки устранения нарушений и искажений в учёте и отчётности.

Ведёт и оформляет этот документ секретарь комиссии.

В конце протокол подписывают председатель и секретарь комиссии. Его обязаны предъявить плательщику для изучения. При желании можно затребовать его копию.

Подробнее об этом см. «Как выглядит протокол комиссии по легализации налоговой базы с 2017 года».

Вызов на ковер

Если, что называется, делом вы никак не отреагируете на информационное письмо, тогда уже налоговики пригласят вас для «разговора по душам», прислав Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)приложение № 2 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] с указанием даты, места и времени встречи.

Сразу скажем: не повторяйте ошибок тех, кто пытался оспаривать в суде вызов на комиссию. Это бессмысленное занятиесм., например, Постановления АС ЗСО от 15.08.2014 № А67-7552/2013; ФАС ЗСО от 08.05.2014 № А27-10859/2013; ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013. Налоговые органы имеют полное право вне рамок проверки вызывать налогоплательщиков письменным уведомлением для дачи поясненийподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. А те, в свою очередь, обязаны выполнять законные требования налоговиковподп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проигнорировать вызов, не явившись на комиссию без уважительной причины, тоже не лучшая идея. Во-первых, за неявку грозит штраф для руководителя фирмы или предпринимателя — от 2000 до 4000 руб.ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ Правда, он может быть взыскан только через судч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Также заметим, что этот штраф предусмотрен именно за необоснованную неявку.

Во-вторых, от вас все равно не отстанут, а вызовут на комиссию повторно. Если вы снова не явитесь, тогда последует приглашение на комиссию уже в региональное УФНС. Ну а если и этот вызов останется без ответа, тогда выездная проверка вам практически обеспеченаПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Стоит ли говорить, что пренебрежение повторными вызовами на комиссию — это повод для повторных же штрафов для руководителя или ИП…

СОВЕТ

Если явка на комиссию в назначенный день невозможна по какой-то уважительной причине (например, командировка директора или болезнь главбуха), сообщите об этом в ИФНС, лучше письменно. Заседание, скорее всего, перенесут на другую дату и повторно пришлют уведомление.

Неявка

Когда представитель компании не пришёл на заседание налоговой комиссии по легализации баз по уважительному поводу, мероприятие могут перенести. Здесь обратим внимание на 2 нюанса:

  • перечень уважительных причин ФНС не закрепила (т. е. будет решаться на месте);
  • перенести заседание в этом случае – право, а не обязанность комиссии.

Кроме того, отсутствие плательщика или налогового агента на заседании обязательно отражают в протоколе.

Кому идти?

По-хорошему, инспекторы хотят лицезреть непосредственно руководителя (ИП) или главного бухгалтера. Но на комиссию может прийти и какой-либо иной представитель налогоплательщика, в частности юрист компании, естественно, с доверенностью. Можно явиться и в большем составе, например главбух и юрисконсульт.

Главное, чтобы представитель не был формальным, отправленным на комиссию, что называется, для видимости. Он должен суметь выстроить конструктивный диалог с инспекторами, грамотно ответить на их вопросы и привести разумные и убедительные доводы по тем фактам, которые явились причиной вызова на комиссию (убыточность, низкие зарплаты и т. д.).

А значит, это должен быть человек, хорошо осведомленный о состоянии дел вашей фирмы или ИП. Присутствие на комиссии человека несведущего, не способного внятно объяснить те или иные факторы, — это лишний повод для инспекторов взять налогоплательщика на карандаш. В связи с этим если, к примеру, ваш директор не очень хорошо разбирается в налоговых делах компании, то лучше ему пойти вместе со специалистом на комиссию.

Тому, кто пойдет на комиссию, целесообразно загодя выстроить линию защиты. То есть продумать аргументы, которые помогут обосновать наличие у вас «подозрительных» обстоятельств. При этом можно запастись доказательствами вашей правоты, например расчетами, копиями документов, регистрами налогового и бухгалтерского учета. Многие бухгалтеры берут с собой заранее подготовленные пояснения и затем просят приобщить их к материалам заседания комиссии.

Так, например, низкую прибыльность можно объяснить кризисом, общим падением спроса и продаж, высокой конкуренцией, новым видом деятельности и т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания на стадии развития, необходимость привлекать займы, высокая трудоемкость.

А вообще бояться комиссий не надо, если, конечно, вы не злостный уклонист. По большому счету, это воспитательная работа с налогоплательщиками, не более. Хотя и с некоторыми элементами устрашения. К примеру, на «зарплатных» комиссиях, кроме самих инспекторов, нередко присутствуют представители ПФР, трудинспекторы, работники правоохранительных органов и прокуратурыПисьмо ФНС от 09.06.2016 № ЕД-4-15/[email protected]

Если вкратце, то с вами побеседуют, настоятельно порекомендуют улучшить свои налоговые показатели, предупредят о возможности выездной проверки и отпустят с миром. Кстати, все данные вам рекомендации и срок для устранения нарушений будут изложены в протоколе заседания комиссии, с которым вас должны ознакомить под роспись. Если пожелаете, вам выдадут и копию протоколаПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

В свою очередь, вы узнаете, какое досье есть у налоговиков на вашу компанию, сможете объективно оценить свои риски и, что называется, подстелить соломки на особо проблемные участки вашего налогового учета.

Итак, комиссия прошла. К чему готовиться? К тому, что вы теперь на особом контроле у ИФНС. И скорее всего, за вами будут какое-то время наблюдать на предмет того, учли ли вы рекомендации налоговиков.

Борьба с «теневыми» зарплатами не ограничивается вызовом плательщиков на комиссию. Так, в некоторых регионах при УФНС работают «зарплатные» горячие линии

Если же никаких положительных в налоговом плане сдвигов замечено не будет, с большой долей вероятности можно сказать, что вас включат в претенденты на выездную проверку.

Когда всё плохо

Когда плательщик или налоговый агент без уважительной причины не пришел на заседание комиссии и вдобавок его отчетность не говорит об улучшении финансового состояния, будет поставлен вопрос:

  • о новом вызове на межведомственную комиссию при местных органах власти;
  • вызове на межведомственную комиссию при администрации региона (касается ГУП, МУП, акционерных обществ с гос. или муниципальным участием);
  • проведении предпроверочного анализа в ИФНС;
  • подготовке документов для назначения выездной налоговой проверки.

Также см. «Как через комиссии по легализации попадают в план выездных проверок».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector