Новые штрафы за ККТ с 15 июля: что изменилось

Онлайн-касса при безналичных расчетах с физлицами

Многие считают, что сумма штрафа за неиспользование онлайн-кассы в 2019 году будет меньше, чем расходы на нее. Но это не так. За умышленное неприменение онлайн-касс в 2019 году минимальная сумма штрафа составляет 30 тысяч рублей, а остальное будет рассчитываться как 75-100% от суммы незарегистрированных платежей (какой будет штраф, если нет онлайн-кассы, смотрите в таблице ниже).

В 2019 году в г. Подольске оштрафовали более 100 ИП и организаций за отсутствие кассовой техники и нарушения в ее применении. В администрации города даже прошел семинар для предпринимателей по вопросам перехода на онлайн-кассы.

Кроме того, нужно учитывать, что проверяющие могут на время проверок приостановить деятельность. Пример этому случай с популярным магазином “Плеер.ру”. При проверке ФСБ и ФНС выяснили, что магазин не применяет онлайн-ККТ, хотя должен был перейти на новый порядок с 1 июля 2017 года. Выручка интернет-магазина в налоговой отчетности не фиксировалась, налоги с нее не исчислялись и не уплачивались. В офисе компании прошли обыски,а сайт не работал. Были найдены документы, которые подтвердили факты налоговых нарушений.

Кроме того, есть важный момент: предприниматели должны применять установленную законом новую кассовую технику. Проверить разрешенный список всегда можно на официальном сайте налоговой службы (см. Реестр онлайн-касс). 

До принятия комментируемых поправок существовала неясность относительно того, нужно ли использовать ККТ, если покупатель — физическое лицо перечислил деньги на банковский счет продавца. Дело в том, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ о применении ККТ (далее — Закон № 54-ФЗ), контрольно-кассовая техника в общем случае применяется всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов. Сразу скажем, что данное правило сохранилось и в новой редакции Закона № 54-ФЗ. Но вот само понятие «расчеты» претерпело серьезные изменения.

Прежде под расчетами понимался прием или выплата денег с использованием наличных и (или) электронных средств платежа. Специалисты спорили, подпадает ли под это определение безналичный перевод со счета покупателя на счет поставщика. Чиновники утверждали, что подпадает (письмо Минфина России от 28.04.

17 № 03-01-15/26324, см. «Минфин: при безналичной оплате товара через банк продавец обязан применять ККТ»). Эксперты высказывали другое мнение, согласно которому расчетом является перевод денег посредством интернет-банкинга, или через системы-аналоги классического «банк-клиент». Если же клиент лично пришел в банк и принес платежное поручение, оформленное на бумаге (либо заполнил его на месте), то при такой операции электронные средства платежа не задействованы. Следовательно, данная разновидность безнала не относится к расчетам и не требует применения ККТ.

Согласно поправкам, под расчетами понимается прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке. Таким образом, отныне любая безналичная операция, наравне с наличными расчетами, обязывает продавца применить контрольно-кассовую технику.

Также появились четкие правила относительно того, когда при безналичных расчетах продавец должен оформить кассовый чек, и каким способом следует передать чек покупателю. Так, чек следует сформировать не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позже момента передачи товара (новый пункт 5.4 статьи 1.

2 Закона № 54-ФЗ). Передать чек можно по интернету на телефон клиента или на его электронный адрес. Бумажный чек обычно выдается клиенту вместе с товаром. Но есть и еще один способ — отдать бумажный чек при первом непосредственном взаимодействии клиента с продавцом или уполномоченным им лицом (новый пункт 5.3 статьи 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Добавим, что законодатели разрешили временно не формировать кассовые чеки в ситуации, когда покупатель-физлицо приходит в банк и приносит «бумажное» распоряжение на перевод денег, либо заполняет его на месте. Отсрочка действует и в случае, когда физлицо оплачивает коммунальные услуги или принимает от продавца возврат ранее сделанного аванса.

И в прежней, и в новой редакции Закона № 54-ФЗ сказано, что при расчетах между двумя организациями, двумя ИП, либо между организацией и ИП нужно применять контрольно-кассовую технику в двух случаях. Первый — это прием и выдача наличных средств. Второй — это прием и выдача безналичных средств с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (например, при помощи пластиковой карты). Что же касается всех прочих безналичных расчетов, то они под закон о ККТ не подпадают.

До конца июня 2019 года чеки, оформляемые при расчетах между компаниями и предпринимателями, будут такими же, как и при расчетах с физлицами. Но с июля 2019 года начнет действовать новый пункт 6.1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. В нем говорится, что при расчетах между юридическими лицами и ИП необходимо выписывать чек, который должен содержать дополнительные реквизиты.

Екатерина Колесникова,

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ) ККТ нового образца должны применяться всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов на территории РФ. Новый порядок вступил в силу 1 июля 2017 года. Полный переход на онлайн-кассы по планам должен завершиться к 1 июля 2019 года.

Изменения в законе сказались и на штрафных санкциях за неприменение ККТ или применения с нарушениями. Главное, стоит помнить, что срок привлечения к ответственности за нарушения в области применения ККТ увеличился. Теперь привлечь к ответственности нарушителя можно в течение года, а не в течение двух месяцев, как это было ранее.

Как избежать штрафа за неприменение ККТ

Предприниматель должен заранее выяснить, обязан ли он применять онлайн-ККТ. Если да, то чтобы у налоговой не возникло поводов начислить штраф за неиспользование онлайн-кассы, нужно правильно ее зарегистрировать.

Чтобы без ошибок зарегистрировать кассу в налоговой, следуйте нашей инструкции по шагам:

  1. Выберите оператора фискальных данных и заключите с ним договор. ОФД должен быть одобрен налоговой.
  2. Приобретите фискальный накопитель. Ключи его действия бывают 13, 18 и 36 месяцев.
  3. Заведите личный кабинет на сайте ФНС. Внесите туда сведения о вашей онлайн-кассе, чтобы инспекторы могли их проверить и присвоить регистрационный номер.
  4. Регистрационный номер пропишите в ККТ.
  5. Сформируйте специальный отчет о фискализации, который нужно отправить в инспекцию.
  6. ФНС проверит ваши данные и оформит на вас специальную регистрационную карточку. Теперь можете приступать к работе с ККТ, штраф за работу без онлайн-кассы вам больше не грозит.

15 июля 2016 года вступила в силу новая редакция КоАП РФ. Ведены штрафы за неприменение кассовой техники нового поколения, а также уточнена административная ответственность за нарушения в госзакупках.

15 июля 2016 года вступили в силу несколько Федеральных законов, которые внесли поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Изменения носят разноплановый характер. В частности, уточнены правонарушения, связанные с применением контрольно-кассовой техники и нарушениями антимонопольного законодательства и требований к госзакупкам.

Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ в .5,статью 3.5 КоАП РФ добавлено исключение о том, что в случаях, предусмотренных статьей 6.1.1 КоАП РФ размер административного штрафа может достигать 30 тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьей 20.

32 КоАП РФ – 200 тысяч рублей. Кроме того, размер штрафа может быть равен сумме расчета без применения контрольно-кассовой техники, однако не может превышать трехкратного размера стоимости предмета административного правонарушения или соответствующей суммы.

Статьей 3.12 КоАП РФ предусмотрено административное приостановление деятельности за нарушения в области применения контрольно-кассовой техники. Новой редакцией статьи 4.5 КоАП РФ установлена давность привлечения к административной ответственности за нарушения, связанные с кассовой техников, в один год с даты их совершения.

Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей;

В пункте 3 определена усиленная ответственность за повторное совершение административного правонарушения такого рода.

В частности, должностных лиц ожидает дисквалификация на срок от 1 до 2 лет, а индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В пункте 4 установлена ответственность за применение контрольно-кассовой техники, несоответствующей требованиям законодательства о применении ККТ порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, а пунктом 5 – за непредставление организацией или ИП информации и документов по запросам налоговых органов или представление их с нарушением сроков, установленных законодательством РФ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двух тысяч рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Пунктом 7 данной статьи установлена ответственность за нарушение оператором ККТ фискальных данных законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, выразившееся в нарушении обязанности по обработке и передаче фискальных данных или обязанности по обеспечению конфиденциальности и защиты фискальных данных.

А пункт 8 предусматривает штрафы за неисполнение оператором фискальных данных обязанностей, установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники, в случае аннулирования имеющегося у него разрешения на обработку фискальных данных.

Всего в статье теперь 15 пунктов, некоторые из которых предусматривают ответственность также для продавцов ККТ, в частности, за реализацию ККТ без фискального накопителя, либо за невнесение данных о нем в специальный реестр.

Статьей 23.5 КоАП РФ определена обязанность налоговых органов рассматривать дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 КоАП РФ.

Закупки

Федеральным законом от 03.07.2016 N 318-ФЗ в Кодекс была внесена новая статья 7.29.3 КоАП РФ “Нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок”.

Ей установлена ответственность за включение в план закупок или план-график закупок объекта требований и условий, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, а также включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, с отсутствующим либо несоответствующим законодательству обоснованием. Штраф за такое деяние достигает 50 тысяч рублей для должностных лиц.

В статью 7.30 КоАП РФ добавлены три новые пункта, которыми установлена ответственность:

  • пункт 1.5 – за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки ранее 10 календарных дней со дня внесения изменений в план-график этой закупки;
  • пункт 1.6 – за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если информация о такой закупке не включена в план-график;
  • пункт 1.7 – за размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если было вынесено предписание о признании такой закупки необоснованной и если нарушение, указанное в предписании, не устранено.

Статьей 7.

32 КоАП РФ теперь предусмотрена ответственность за несоблюдение требований законодательства РФ о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракт, при условии, что заказчик обязан привлечь к проведению такой экспертизы экспертов или экспертные организации, в соответствии с требованиями законодательства. В статье 28.

Отказ или уклонение поставщика (исполнителя, подрядчика), занимающего в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа доминирующее положение, от заключения договора, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, если заключение такого договора является обязательным для указанного лица предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Статьей 14.

40 КоАП РФ теперь предусмотрена ответственность за создание хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, или оптовой торговле, дискриминационных условий, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ.

Статьей 14.42 КоАП РФ предусмотрена ответственность за превышение совокупного размера вознаграждения, выплачиваемого в связи с приобретением им у оптовика определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг более чем на 5%.

Понятие кассовой дисциплины объединяет ряд норм и ограничений, касающихся приема, выдачи, хранения наличных денежных средств на предприятии, при безналичных расчетах – их учет в рамках проведения кассовых операций.

Новшества для торговых автоматов

Общий случай

Новые штрафы за ККТ с 15 июля: что изменилось

Согласно прежней редакции Закона № 54-ФЗ, большинство предпринимателей на патенте должны были начать применять онлайн-кассы с июля этого года. Однако комментируемые поправки в общем случае освободили ИП на ПСН от этой обязанности. В новом пункте 2.1 статьи 2 Закона № 54-ФЗ сказано, что предприниматели на ПСН могут не оформлять кассовый чек, если взамен они выдают покупателям документ, подтверждающий факт осуществления расчета. Для удобства станем называть его специальным документом.

Специальный документ должен содержать наименование и порядковый номер, а также некоторые реквизиты, обязательные для кассового чека: ИНН продавца, его систему налогообложения и проч. (полный список реквизитов приведен в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ). Не нужно указывать лишь те реквизиты чека, которые относятся к кассовому аппарату, например, регистрационный номер ККТ, фискальный признак и т.д.

Исключения

Однако не обошлось и без исключений. Согласно новой редакции Закона № 54-ФЗ, использовать ККТ все же придется тем ИП на патентной системе, кто занимается следующими видами деятельности:

  • парикмахерские и косметические услуги;
  • ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий;
  • техобслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • автомобильные грузовые и пассажирские перевозки;
  • ветеринарные услуги;
  • проведение занятий по физической культуре и спорту;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом;
  • ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью;
  • услуги по прокату;
  • розничная торговля и услуги общепита;
  • производство молочной продукции;
  • товарное и спортивное рыболовство и рыбоводство;
  • ремонт компьютеров и коммуникационного оборудования.

При этом данным ИП (кроме тех, кто занимается розницей и общепитом) предоставлена отсрочка: они могут не оформлять кассовые чеки до 1 июля 2019 года. 

Также см. «Новые поправки в закон о ККТ: кого совсем освободят от применения онлайн-касс».

По старым правилам кассу, которую применяли в составе торгового автомата, нужно было устанавливать внутри его корпуса. Комментируемые поправки вводят ряд исключений из этого общего правила. Так, онлайн-касса может находиться вне корпуса автомата, взимающего плату за услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.

При этом необходимо, чтобы на корпусе в доступном месте находился легко читаемый заводской номер торгового автомата. Если все условия выполнены, то ККТ, размещенная отдельно от автомата, может не выдавать чеки, а если покупатель не сообщил свой электронный адрес или номер телефона, то онлайн-касса может не направлять чеки по интернету (новые подп. 1 п. 5.1 и п. 5.2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

С февраля 2020 года разрешат устанавливать ККТ отдельно от автомата, если на его дисплее отображается QR-код, позволяющий покупателю считать и идентифицировать онлайн-чек. В случае применения таких касс можно не печатать и не направлять покупателям чеки. Правда, здесь есть дополнительное условие — автомат не должен продавать подакцизную или технически сложную продукцию и товары, подлежащие обязательной маркировке (новый подп. 2 п. 5.1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).

Также есть нововведения для автоматов, расчеты в которых совершаются исключительно монетами. Если эти автоматы не питаются от электрической энергии, в том числе от аккумуляторов и батарей, то устанавливать в них контрольно-кассовую технику больше не нужно (новый п. 1.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

Предусмотрены поправки и для страховщиков. Новый пункт 11 статьи 2 Закона № 54-ФЗ адресован страховщикам, которые рассчитываются со страхователями через агентов, не являющихся организациями или ИП. В такой ситуации страховщик обязан оформить чек или бланк строгой отчетности в электронной форме и направить его страхователю.

Когда штрафуют за неприменение ККТ, а когда за ее несоответствие?

Государство пришло к выводу, что существующие до июля 2018 года штрафы за несоблюдение порядка использования кассовых аппаратов являются недостаточно эффективными и не стимулируют предпринимателей добросовестно выполнять законодательные требования.

В связи с этим произошло увеличение размеров штрафов за допущенные нарушения. Это по мнению чиновников, должно привести в соответствие действующие размеры штрафов с размером дохода, который бизнес может получать, обходя закон и не используя кассовое оборудование.

Не все допущенные нарушения повлекут за собой наказание. Ответственности можно избежать, своевременно подав заявление про административное правонарушение. Однако, «покаяться» можно не во всех нарушениях. Например, если сумма проведенной мимо кассы операции будет превышать 1 млн. рублей, штрафа избежать не удастся.

Федеральный закон №54 от 2003 года определяет, что существуют такие виды нарушений, которые расцениваются, как работа без кассового аппарата:

  • отсутствие кассового аппарата;
  • используется аппарат, который не зарегистрирован в налоговой;
  • кассир не пробивает кассовый чек при покупке;
  • кассовый чек выбит, но не вручен покупателю;
  • сумма покупки отличается от суммы в кассовом чеке;
  • кассовый аппарат отсутствует в государственном реестре;
  • не приходуется выручка в кассовой книге.

Федеральный закон №54 от 2003 года

Правительственные постановления № 745 от 1993 года и № 470 от 2007 года определяют также, что нарушением является использование ККТ с несоблюдением порядка, установленного действующим законодательством, а именно:

  • на кассовом чеке отсутствуют или не читаются реквизиты, в том числе том, который выдается платежным терминалом;
  • время на выдаваемом чеке не соответствует реальному;
  • на ККТ отсутствует марка-пломба;
  • когда ККТ используется на платежном терминале не по месту регистрации;
  • использование в нефискальном режиме;
  • на оборудование нет паспорта и т.д.
Статья 14.5. Кодекса об админнарушениях Определяет размер штрафа, который может быть наложен в случае неиспользования или неправомерного использования ККТ. Для граждан он может доходить до 2 тыс. рублей, для должностных особ – до 4 тыс., для юрлиц – до 40 тыс.
Статья 15.1. Устанавливает, какое наказание влечет нарушение порядка ведения кассовых операций.
Статья 120 Российского Налогового кодекса Определяет, чем грозит грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Максимальный штраф в этом случае может быть взыскан в размере 20% от суммы налога, который не был уплачен, однако, он не может быть меньше 40 тыс. рублей.

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов)

Нюансы проверок

Кассовые проверки, которые проводятся налоговыми инспекциями, не относятся к налоговым проверкам. Не распространяются на них и положения ФЗ №294 от 2008 года Про защиту прав юридических лиц и ИП. Правила проведения подобных проверок вообще отсутствуют.

Есть два Регламента, которые разработаны Министерством финансов: первый – для проверки ККТ, второй – для проверки полноты оприходования налички. Однако эти документы скудные и адресованы самим проверяющим, а не тем, кого проверяют.

ФЗ №294 от 2008 года

В документах не сказано, к кому могут прийти налоговики для проведения проверки, очевидно одно, их прежде всего интересуют торговые точки, то есть те организации, которые активно получают наличные средства и расходуют их. Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести кассовую книгу, они не застрахованы от проверок.

Если в ходе проверки обнаружены нарушения, инспектор, который ее проводил, должен сообщить про данный факт в соответствующий отдел своей Налоговой службы, который и назначит меру наказания для нарушителя, например, штраф за КТТ.

Проверка может начаться в любое время, налоговая не должна заблаговременно предупреждать о ее проведении. Присутствие директора на месте не является обязательным для начала проверки, однако, инспектор должен сделать в поручении соответствующую отметку про отсутствие руководителя в момент проверки на рабочем месте.

О проверке ККТ руководитель организации узнает, когда она уже будет проходить. Работа инспектора начинается до того, как он заявляет о себе и своих полномочиях. Он смотрит, используется ли ККТ, когда речь идет про расчет наличными, а также выдается ли кассовый чек. Для этого они могут как самостоятельно произвести закупку, так и наблюдать за тем, как обслуживаются другие покупатели.

В случае обнаружения нарушений составляется акт, который принимается судебным органом в качестве доказательств, если дело дойдет до суда.

Если проверка ККТ проводится в платежном терминале не по месту нахождения организации, инспектор должен выполнить следующие действия:

  • проверить, выдает ли терминал чек;
  • в выданном поручении отметить, что директор отсутствует на месте проверки;
  • поручение должно быть вручено руководителю, который получает возможность дать разъяснения и предоставить доказательство своей невиновности.

Кроме нарушений, которые могут быть обнаружены в ходе использования кассового аппарата, в качестве нарушения может расцениваться отсутствие марки-пломбы или голограммы. Их отсутствие расценивается налоговой наравне с такими нарушениями, как неприменение ККТ.

Какие наклейки должны быть на кассовом аппарате:

  • голограмма сервисного обслуживания, которая наклеена в текущем году (обычно клеится в январе-феврале);
  • голограмма госреестра, которая должна клеится изготовителем один раз на весь период использования кассы;
  • марки-пломбы в количестве 4-х штук;
  • идентификационный знак ККТ;
  • шильдик изготовителя.

В случае нарушений такого рода ИП должны будут заплатить штраф до 6 тыс. рублей, а ООО и прочие юрлица – до 60 тыс. руб.

15 июля 2018 года были внесены поправки в статью 14.5. КоАП.

Для должностных особ Новый размер составит от четверти до половины оплаты, которая была проведена без ККС, однако он не может быть меньше 10 тыс. рублей.
Для юридических лиц От ¾ до одного размера суммы, но не менее 30 тыс. рублей.

Если правонарушение будет совершено повторно и если сумма платежей без использования кассового оборудования составила 1 млн рублей и более – должностные лица будут дисквалифицированы на срок до двух лет, что касается ИП и юрлиц, то их деятельность будет приостановлена на срок до трех месяцев.

Также для штрафных санкций введены новые основания, например, организация или ИП не предоставляют информацию или документы, которые запрашивает ИФНС.

Размер штрафа ККТ

Вид нарушения Ответственность для должностных лиц и ИП Ответственность для юр. лиц
В тех случаях, которые определены законодательно, не используется ККТ Штраф в размере четверти – половины суммы оплаты, но не меньше, чем 10 тыс. рублей Штраф от трех четвертей до 1 размера оплаты, но не меньше, чем 30 тыс. рублей
Повторное нарушение при сумме, которая превышает 1 млн рублей Отстранение от работы на год-два Деятельность может быть прекращена на 90 дней (распространяется на ИП)
Используется техника, которая не соответствует требованиям закона Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 тыс. рублей Предупреждение или штраф 5 тыс. – 10 тыс. рублей
Отказ в предоставлении налоговику документов Штраф в размере до 3 тыс. рублей, как альтернатива — предупреждение Штраф от 5 до 10 тыс. рублей или вынесение предупреждения
Покупателю не предоставлен чек или квитанция (по запросу) Штраф в размере 2 тыс. рублей Штраф в размере 10 тыс. рублей

Случаи освобождения

Новые штрафы за ККТ с 15 июля: что изменилось

Новая редакция статьи 14.5. КоАП устанавливает новые условия, при которых нарушителя освобождают от «кассовой ответственности». Пример, налоговая должна быть добровольно оповещена про совершенное кассовое правонарушение. При этом нужно исправить допущенную ошибку, исполнив обязательство до того, как налоговой будет вынесено постановление про административное правонарушение.

Освобождение последует только тогда, когда одновременно будут выполнены такие условия:

  • когда было подано заявление от нарушителя, налоговый орган не имел соответствующих сведений и документов про совершение админпроступка;
  • сведения и документация, которые поданы заявителем, являются достаточными для того, чтобы установить события, при которых нарушение было допущено.

Однако, освобождение предусмотрено не для всех видов нарушений.

Избежать штрафа получится только в таких ситуациях:

  • ККТ не применялась в тех случаях, когда это было обязательным условием осуществления деятельности;
  • применялась ККТ, не соответствующая установленным законом требованиям;
  • техника использовалась с нарушением порядка регистрации и ее применения.

Чтобы избежать наказания, первый шаг, который нужно выполнить – подать заявление в налоговый орган. Для данного документа не установлена официальная форма, то есть подготовить его можно произвольно. Информация, которую важно отобразить в данной бумаге:

  • кто совершил нарушение;
  • когда оно было совершено и в чем оно заключалось;
  • каким образом заявитель устранил его;
  • важно также сослаться на статью 14.5. КоАП, на основании которой человек претендует на освобождение от ответственности.

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации

Одним из распространенных случаев неприменения ККТ является отключение электроэнергии. Чтобы избежать штрафа, нужно вместе с заявлением подать в налоговую копии чеков, пробитых после того, как включили свет, на суммы, полученные от покупателя.

Поскольку отмечается массовый переход на онлайн оплаты, при допущенном нарушении компании могут не успеть обратиться в налоговую с заявлением, поскольку в режиме онлайн подобные нарушения выявляются гораздо быстрее. Однако, в этом случае можно уменьшить размер штрафных санкций. Согласно с положениями статьи 28.6 КоАП возможно сокращение штрафа, если нарушитель признает вменяемое ему нарушение.

  • Применение кассы, которая не выполняет требования законодательства, грозит штрафом в размере от 1500 до 3000 рублей для предпринимателя, от 5000 до 10000 рублей для юрлица. За продажу без отправки электронного чека клиенту ИП могут оштрафовать на 2000 рублей, юрлицо – на 10000 рублей.

  • Если ИП обязан использовать онлайн-кассу, но работает без нее, он отдает в качестве штрафа от 25% до 50% суммы расчета. Минимальный штраф для ИП за неприменение ККТ нового образца в 2018 году в таком случае составит 10 тысяч рублей, а для организаций — от 75% до 100% суммы расчета, но не меньше 30 тысяч рублей.

  • Повторные случаи работы без ККТ тоже ведут к штрафу —  ИП и организации могут быть наказаны административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Штрафы за неиспользование ККТ должны побудить многих предпринимателей быть осторожнее и оперативно приобрести, зарегистрировать онлайн-кассы.

  • Если налоговая пришла к вам второй раз, а вы продолжаете работать без кассы, и сумма выручки достигла 1 миллиона рублей, по закону руководителя отстранят от должности на 1–2 года, а бизнес приостановят на срок до 90 дней. Довольно ощутимо, согласитесь.                                                                                                                                                                          

За что штраф

Штраф для организации 

Штраф для должностного лица

Штраф для ИП
Не направили клиенту электронный кассовый чек и не выдали бумажный чек (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ)


10 000 руб.

2000 руб.

10 000 руб.

Применяли в 2018 году ККТ, не подходящий под требования (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ)

5000 руб. – 10 000 руб.

1500 – 3500 руб. 

5000 руб. – 10 000 руб. 

Не предоставили информацию и документы по запросу ИФНС или подали их с опозданием (п. 5 ст. 14.5 КоАП РФ) 

5000 руб. – 10 000 руб. 

1500 руб. – 3000 руб.   

10 000 руб., для физлиц, которые не являются ИП – 1000 руб. 

Не применяли ККТ (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)

От 75% до 100% наличных, полученных без использования ККТ, но не менее 30 000 руб.


25% – 50% наличных, полученных без использования ККТ, но не менее 10 000 руб.


25% – 50% наличных, полученных без использования ККТ, но не менее 10 000 руб.


Повторно не применяли ККТ при сумме расчетов без пробития чека больше 1 млн. руб. (п. 3 ст. 14.5 КоАП РФ)

Административная приостановка деятельности — до 90 дней 

Дисквалификация — от одного года до двух лет 

Административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Отсутствие или неиспользование ККТ


Административная приостановка деятельности — до 90 дней


Административная приостановка деятельности — до 90 дней


Приостановление деятельности на срок до 90 суток. 

    Не забывайте, что штрафы уже действуют и наказать могут всех и сразу —  организацию, руководителя, кассира и бухгалтера.

                                                                    

    Аннулирование штрафов, и как можно избежать штрафа за неприменение ККТ в 2018 году



    Налогоплательщика могут освободить от административной ответственности по следующим нарушениям:

    • применение немодернизированного кассового аппарата (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ); 

    • ненаправление клиенту электронного кассового чека, а также невыдача по требованию бумажного чека (п. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Для этого нужно обратиться в ИФНС с письменным заявлением;

    • неприменение ККТ для ИП и организации (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).


    Для этого должны быть соблюдены условия:

    • у ИФНС до обращения не было данных о нарушении;

    • представленных сведений достаточно для установления административного правонарушения;

    • обязанность по применению ККТ добровольно исполнена до вынесения постановления по делу об административном правонарушении;


    В налоговую обращайтесь с заявлением, к которому нужно приложить документы по возникшей ситуации. Заявление можно написать в произвольной форме, рассказав в нем подробно о факте нарушения. Разумно будет описать факты того, что и как вы исправили.


    Данный способ нужно использовать, когда, например, из-за форс-мажорного случая — отключения электричества —  кассир продает товар, не пробивая чек. В этой ситуации вместе с копией чека коррекции к вашему заявлению добавьте справку от арендодателя/энергосетей об отключении электричества в тот момент, указав его причину. Обратите внимание, что вы можете приобрести онлайн-кассу, которая работает без подзарядки, и тем самым избежать штрафа за нарушения, связанные с применением ККТ.


    Если сообщить о нарушении вы не успели и его уже обнаружили сотрудники налоговой при проверке, лучше признать ошибку и сделать всё нужное для ее устранения по закону (п. 4 ст. 28.6 КоАП РФ). В этом случае штраф будет в размере 1/3 минимально возможного взыскания (п. 3.4 ст. 4.1 КоАП РФ). Например, для организации это 10 000 рублей вместо 30 000 рублей. Кроме того, за первое нарушение малым и средним организациям штраф могут заменить на предупреждение (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).

    Сроки



    Говоря о штрафе за неприменение ККТ в 2018 году, надо знать о сроках давности. Привлекать к административной ответственности за нарушение порядка применения ККТ налоговики могут в течение одного года со дня допущенной ошибки(ст. 4.5 и 23.5 КоАП, ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

                                                                   


    Новые штрафы ККТ с июля 2018


    • Если компания выдает чек, но расчета на самом деле не было, ее оштрафуют на сумму от 20 000 до 40 000 руб.

    • За продажу товаров без чеков на сумму 1 млн руб. и больше налоговые инспекторы смогут оштрафовать организацию на 1 млн руб.

    • Угроза штрафа также висит над компаниями и предпринимателями, если они неверно промаркировали товар на чеке — организации заплатят 100 000 руб. и ИП — 50 000 руб.

    • Те, кто не передадут в ФНС данные о пробитых чеках, тоже заплатят штраф. Организации — 100 000 руб. и ИП — 50 000 руб.

    • Кроме введения новых штрафов, Минфин намерен изменить старые. В законопроекте предлагается ввести фиксированную сумму штрафа за непробитые чеки на сумму 1 млн рублей и больше. Сейчас штраф меняется от 800 тысяч до 1 млн рублей — все зависит от суммы в чеке.

    Блокировка ККТ



    С июля 2018 налоговые инспекторы смогут блокировать ККТ, через которую были совершены кассовые нарушения. Чтобы сделать блокировку ККТ, инспектор должен привлечь двух понятых или сделать видеозапись и составить протокол.

  • применение немодернизированного кассового аппарата (п. 4 ст. 14.5 КоАП РФ); 

Правовые нормы, определяющие порядок применения штрафов за неустановку онлайн касс

  • используемая ККТ и/или фискальный накопитель отсутствуют в утвержденном Государственном реестре моделей. Проверить модель кассового аппарата и фискального накопителя всегда можно в реестрах на сайте ФНС;
  • используемая ККТ не оснащена фискальным накопителем, либо фискальный накопитель не заменен по истечению установленного срока;
  • ККТ и/или фискальный накопитель не поставлены на учет в налоговом органе;
  • существуют ошибки в настройках ККТ, в работе аппарата есть технические нарушения.

Дело в том, что Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ) дал новое определение ККТ, согласно которому теперь под кассой понимаются электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, обеспечивающие запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях, формирующие фискальные документы, обеспечивающие передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных и печать фискальных документов на бумажных носителях в соответствии с установленными правилами.

Новые штрафы за ККТ с 15 июля: что изменилось

Для того, чтобы ККТ работала в рамках закона, важно чтобы она была подключена к оператору фискальных данных. ОФД «Такском» предлагает вам не только быструю и безопасную передачу фискальных данных, но и удобные сервисы Личного кабинета, которые позволяют контролировать работу торговых точек из любого места, в том числе с помощью смартфона или планшета.

Более мягкая мера ответственности предусмотрена за применение в расчетах несоответствующего типа ККТ (п.4 ст. 14.5 КоАП РФ), когда: 

  • ККТ не соответствует требованиям, установленным в статье 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ);
  • нарушен установленный порядок регистрации (перерегистрации) ККТ,
  • нарушен порядок и условия применения ККТ.

При этом несоответствие модели ККТ будет трактоваться как нарушение даже в том случае, когда пользователь применяет в ее составе фискальный накопитель, но не того срока использования, который положен. В общем порядке организации используют фискальный накопитель со сроком действия 13 месяцев, но если организация находится на специальном режиме налогообложения, то она должны применять фискальный накопитель со сроком 36 месяцев.

Однако даже наложение административных штрафов и взысканий подрывает репутацию фирмы или ИП и ведет к тому, что что контролирующие органы будут более пристально следить за деятельностью вашей организации. 

Попробуйте онлайн-кассу Бизнес.Ру, которая позволяет с легкостью контролировать все рабочие процессы.  Программа легко масштабируется под размеры магазина, позволяет анализировать и прогнозировать продажи.Оцените все преимущества онлайн-кассы Бизнес.Ру прямо сейчас{amp}gt;{amp}gt;{amp}gt;

Регулирует все отношения в сфере налоговых правонарушений Административный Кодекс Российской Федерации. Основная статья Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой содержатся сведения обо всех новых штрафах (в том числе и о суммах штрафов) за нарушения Федерального закона о применении ККТ, – это статья 14.5 КоАП.

Рассмотрим ее положения подробнее.

За нарушение законодательства в сфере применения онлайн-касс предусмотрено всего четыре вида наказания:

  • вынесение предупреждения (обычно при мелких правонарушениях или если правонарушение совершено предпринимателем или юр. лицом впервые);
  • дисквалификация (для должностного лица);
  • денежный штраф;
  • приостановление деятельности (максимальный срок – 90 суток).

В основном активно используется наложение денежных взысканий, денежный эквивалент которых колеблется в диапазоне от 1500 руб. до 1 000 000 руб., предупреждения выносятся гораздо реже, деятельность может быть приостановлена только в исключительных случаях (когда сумма выручки предпринимателя, полученная за период правонарушения, составила более 1 млн. руб.).

Денежные штрафы накладываются в следующих случаях:

  • Отсутствие онлайн-кассы (или какого-либо устройства, входящего в общую систему ККТ – принтера для печати чека, фискального накопителя и пр.);
  • Многочисленные нарушения порядка использования онлайн-касс;
  • Установка оборудования ККТ, не соответствующего требованиям законодательства. Все требования указаны в ст. 4 федерального закона № 54 (в редакции от 03.07.2016 г.);
  • Нарушение порядка регистрации и перерегистрации онлайн-кассы. Подобное нарушение встречается довольно часто, особенно когда речь идет о сборе всего пакета документов, необходимых для регистрации. Либо когда документы оформлены ненадлежащим образом;
  • Выдачу чеков и БСО неустановленного образца без сведений, которые должны быть обязательно указаны. Требования к информации, подлежащей указанию в БСО приведены также в законе № 54-ФЗ;
  • Нарушение сроков предоставления информации в налоговую о применении онлайн-кассы. Чаще всего это не вовремя поданные в налоговую сведения о начале применения в своей деятельности кассовой техники, в том числе и при наступлении установленного законом срока;
  • Предоставление недостоверных сведений. Это касается в том числе и предоставления заведомо ложных сведений в налоговую. Оперативно получить ответы на любые вопросы по налогообложению поможет

Законодатели скорректировали перечень видов деятельности, позволяющих не применять контрольно-кассовую технику. Вот основные изменения:

  • уточнено, что освобождение от ККТ распространяется только на газеты и журналы, напечатанные на бумажном носителе;
  • добавлено условие, что не подпадает под освобождение от ККТ разносная торговля товарами, подлежащими обязательной маркировке средствами идентификации;
  • освобождение от ККТ распространено на разносную торговлю на борту воздушных судов (ранее действовало только для поездов, ручных тележек, велосипедов, корзин и лотков);
  • от применения ККТ освободили продажу в розлив молока и питьевой воды (ранее освобождалась продажа мороженого и безалкогольных напитков);
  • от применения ККТ освобождены платные услуги, оказываемые государственными и муниципальными библиотеками;
  • от применения ККТ освобождено предоставление платных парковочных мест на дорогах общего пользования и на региональных, муниципальных и земельных участках;
  • с 1 июля 2019 года отменяется освобождение, действовавшее для продажи проездных билетов в салоне общественного транспорта.

Срок перехода

Круг налогоплательщиков

Примечание

До 01.07.2019г.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом № 54-ФЗ;

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов, могут не применять  в составе таких торговых автоматов ККТ.

п. 7, п. 11 Закона № 290-ФЗ

До 01.07.2019г.

1) организации и ИП являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 1-5, 10-14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ;  

2) ИП, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 6-9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры;

3) ИП являются налогоплательщиками, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 1-15, 18-28, 30-44, 49-58, 60-63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ;

4) ИП, осуществляющими виды предпринимательской деятельности, предусмотренные пп. 45-48 п. 2 ст. 346.43 НК РФ,, и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры.

5) Организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом № 54-ФЗ.

6) ИП, осуществляющие торговлю с использованием торговых автоматов не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры

п. 7.1, 11.1 Закона № 290-ФЗ

Согласно положениям Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 “О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин”, под неприменением ККТ следует понимать:

  • фактическое неиспользование ККТ (в том числе по причине его отсутствия);
  • использование ККТ, не зарегистрированной в налоговых органах; 
  • использование ККТ, не включенной в Государственный реестр;
  • использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
  • пробитие ККТ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
  • неприменение ККТ в случаях, когда применение обязательно (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям или порядок регистрации/перерегистрации которой нарушен (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ);
  • невыдача покупателю бумажного или электронного кассового чека (ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ).

Что изменилось в оформлении чеков и БСО

В комментируемом законе содержатся поправки, касающиеся обязательных реквизитов кассового чека и бланка строгой отчетности. Во-первых, появилось уточнение, что цена за единицу должна быть указана в валюте РФ. Во-вторых, поменялась формулировка формы расчета: прежде было «наличными» и (или) «электронными», теперь стало «наличными» и (или) «в безналичном порядке». В-третьих, QR-код стал обязательным реквизитом кассового чека и БСО (п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ в новой редакции).

Кроме того, с июля 2019 года начнут действовать особые правила для чеков и БСО, которые выдаются при выплате выигрышей в лотерее и азартных играх, а также при получении страховой премии и при страховой выплате. В таких чеках и БСО, помимо обычных реквизитов, нужно будет указывать наименование, либо ФИО клиента или страхователя, и его ИНН (для физического лица — серию и номер паспорта). Это предусмотрено новым пунктом 6.2 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ.

Изменения для фискальных накопителей

Еще недавно на рынке были представлены фискальные накопители только двух видов: со сроком действия 36 месяцев и сроком действия 13 месяцев. Сейчас к ним добавились накопители со сроком действия 15 месяцев. Не исключено, что в будущем появятся накопители, рассчитанные на иной срок.

Законодатели учли эти изменения. Прежде в пункте 6 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ говорилось, что в общем случае пользователи на спецрежимах обязаны применять фискальные накопители со сроком действия не менее 36 месяцев. И лишь для некоторых пользователей (в частности, для совмещающих спецрежим и ОСНО) допускалось применение накопителя со сроком действия не менее 13 месяцев.

Завершающий этап реформы по переходу бизнеса на новую ККТ ознаменовался принятием пакета поправок к закону об онлайн-кассах. Так, 21 июня 2018 года Государственной Думой в третьем чтении был утвержден законопроект о внесении изменений в закон № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

Примечание: на момент написания статьи (29.06.2018) закон прошел слушание в Совете Федерации и был направлен на подпись Президенту РФ. Принятие законопроекта планируется в июле 2018 года.

Новые поправки конкретизировали понятие электронного средства платежа, расшили круг лиц, имеющих право не применять новую контрольно-кассовую технику или использовать ее в режиме «оффлайн», а также уточнили порядок формирования чека при безналичных расчетах с физическими лицам. Рассмотрим подробнее основные изменения, вносимые законопроектом № 344028-7.

Подробнее о регистрации и применении онлайн-касс читайте в статье по ссылке.

Изменено название закона № 54-ФЗ от 22.05.2003г.

После утверждения поправок закон об онлайн-кассах будет носить название закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». Из названия исключено упоминание об электронных средствах платежа.

Примечание: в настоящий момент (до внесения изменений) закон носит название: «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

В закон включены новые понятия «бенефициарный владелец», «версия модели ККТ» и «выгодоприобретатель»

Новые штрафы за ККТ с 15 июля: что изменилось

Так, в рамках закона № 54-ФЗ бенефициарным лицом будет считаться физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 % в капитале) организацией либо имеет возможность контролировать действия организации и (или) ее руководителя, главного бухгалтера, члена коллегиального исполнительного органа или учредителя.

Примечание: понятие «бенефициарный владелец» в контексте данного закона затрагивает лишь представителей компаний – изготовителей ККТ, операторов фискальных данных и экспертные организации.

Расширено понятие расчетов

К расчетам, помимо указанных в абз.18 ст.1.1 Закона № 54-ФЗ, теперь добавлены прием и выплата средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Уточнен порядок формирования чека при зачете или возврате аванса за отдельные услуги

При осуществлении указанных расчетов физическими лицами за услуги, оказываемые в сфере культурно-массовых мероприятий, при перевозке пассажиров, багажа и грузов, за оказание услуг связи и иных услуг, определяемых Правительством РФ, продавцом может быть сформирован один кассовый чек (БСО), содержащий информацию обо всех оказанных услугах в течение суток или иного расчетного периода, не превышающего календарный месяц (но не позднее первого рабочего дня, идущего за днем окончания расчетного периода).

Сформированный в данном случае кассовый документ клиенту не направляется.

Расширен перечень видов деятельности, в отношении которых применение онлайн-касс необязательно

После вступления в силу изменений применять онлайн-кассы не обязаны будут также:

  • продавцы при оказании услуг по перевозке багажа и грузов с применением автоматических устройств для расчетов;
  • продавцы, реализующие молоко и питьевую воду в розлив;
  • вендинговые аппараты, реализующие товар (за исключением подакцизной продукции и технически сложных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке) при условии отображения на дисплее аппарата QR-кода, позволяющего покупателю считать сформированный кассовый чек (БСО).

Примечание: освобождение вендинга от обязанности применения онлайн-касс при формировании на дисплее QR-кода возможно при условии нанесения на корпус аппарата его заводского номера, который может быть без труда прочтен клиентом (то есть номер должен быть расположен так, что покупатель его видел без труда, не прилагая усилий к его поиску).

Освобождение от онлайн касс получили также страховые агенты (физические лица), кредитные организации, платные парковки и государственные и муниципальные библиотеки при оказании сопутствующих услуг.

Вендинговые аппараты, принимающие к расчету только монеты Банка России и не питаемые от сети или аккумулятора (например, аппараты по продаже жвачки или бахилов) также могут не применять онлайн-кассы.

Возможность применения онлайн-касс в режиме «офлайн» предусмотрена на территории объектов органов ФСБ, государственной охраны, внешней разведки, военных объектов.

Определен перечень ИП на ПСН, освобожденных от применения онлайн-касс

Постоянное освобождение от обязанности применения контрольно-кассовой техники получили ИП на патенте, осуществляющие все виды деятельности, кроме:

  • парикмахерских и косметических услуг;
  • ремонта и техобслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, часов, а также ремонта и изготовления металлоизделий;
  • техобслуживания и ремонта автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования;
  • оказание услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным и водным транспортом;
  • ветеринарных услуг;
  • услуг по проведению занятий по физкультуре и спорту;
  • ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты;
  • медицинской или фармацевтической деятельности, осуществляемой лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности;
  • услуг по прокату;
  • розничной торговли и услуг общепита;
  • производства молочной продукции;
  • товарного и спортивного рыболовства и рыбоводства;
  • ремонта компьютеров и коммуникационного оборудования.

Новые штрафы за ККТ с 15 июля: что изменилось

Примечание: полный перечень видов деятельности, освобожденных от применения ККТ приведен в ст. 2 закона № 54-ФЗ.

Стоит отметить, что ИП на ЕНВД и УСН освобождения от применения онлайн-касс не получили вообще.

Основным условием освобождения ИП на ПСН от обязанности применения онлайн-касс является выдача покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт произведенного расчета. При этом документ должен иметь порядковый номер и иные реквизиты, установленные абз. 4-12 п. 1 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ.

Уточнен порядок применения онлайн-касс при осуществлении безналичных расчетов

Если ранее закон № 54-ФЗ не давал однозначного ответа на вопрос о необходимости применения онлайн-касс при оплате по безналу, то после внесения поправок, этот пробел будет устранен. Так, согласно новой редакции закона, к расчетам, при осуществлении которых обязательно применение ККТ, относятся в том числе расчеты в безналичном порядке.

Примечание: при осуществлении безналичных расчетов между субъектами предпринимательства (ИП и организациями) применение онлайн-касс не обязательно.

Срок перехода на онлайн-кассы по безналичным расчетам с физическими лицами согласно новым изменениям – не позднее 1 июля 2019 года.

Определен порядок выдачи чека при осуществлении безналичных расчетов

Новые штрафы за ККТ с 15 июля: что изменилось

Продавцы при поступлении от покупателя (клиента) оплаты по безналу обязаны передать ему кассовый чек или БСО одним из следующих способов:

  • в электронной форме на адрес электронной почты или в виде СМС на номер телефона;
  • в бумажной форме вместе с товаром (при этом направлять чек в электронной форме уже не нужно);
  • в бумажной форме при первой встрече продавца с клиентом (также без передачи чека в электронной форме).

Максимальный срок формирования чека при расчетах по безналу – не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

Дополнен перечень реквизитов заявления, представляемого при регистрации онлайн-кассы в ИФНС

Помимо реквизитов, указанных в п.2 ст. 4.2 закона № 54-ФЗ, в заявлении на регистрацию ККТ, представляемом ИП и организацией в налоговые органы, должны быть указаны:

  • сведения о применении ККТ при приеме средств от реализации лотерейных билетов (в том числе электронных), приеме лотерейных ставок и выплате выигрыша при осуществлении деятельности по проведению лотерей (в случае регистрации ККТ, которая будет применяться пользователем при осуществлении указанной деятельности);
  • сведения о применении ККТ с автоматическими устройствами, указанными в пункте 5 1 ст. 1 2 закона № 54-ФЗ, включая номера этих устройств (при регистрации ККТ, предназначенной для использования с автоматическими устройствами в указанных случаях).

Уточнен порядок представления в налоговый орган отчета о закрытии фискального накопителя (ФН) вследствие хищения, утраты или брака самого накопителя

Отчет о закрытии фискального накопителя может не передаваться в ИФНС в случае утраты ККТ вследствие обстоятельств непреодолимой силы, ее хищения или поломки ФН из-за заводского брака, исключающей возможность считывания фискальных данных, и формирования отчета о закрытии ФН.

Факт поломки ФН из-за заводского брака должен быть документально зафиксирован изготовителем данного ФН.

Изменениями, также установлен порядок и сроки сдачи на экспертизу ФН, сроки проведения экспертизы и дачи экспертного заявления.

Обработка фискальных данных

Раньше оператор фискальных данных (ОФД) мог обрабатывать фискальные данные в статистических или иных исследовательских целях. Но для этого ему следовало в обязательном порядке эти данные обезличить.

Благодаря поправкам, внесенным в пункт 9 статьи 4.1 Закона № 54-ФЗ, полномочия ОФД расширились. Отныне по поручению и в интересах клиента он вправе обрабатывать фискальные данные, не обезличивая их. Единственное, что по-прежнему нужно обезличивать — это персональные данные покупателей и клиентов.

Прочие поправки, внесенные в Закон № 54-ФЗ

Суть поправки

Соответствующая норма Закона № 54-ФЗ

Появилось новое основание для формирования отчета об изменении параметров регистрации — указание неверных сведений при формировании отчета о регистрации

п. 3 ст. 4.2 в новой редакции

Увеличен срок, в течение которого инспекция должна выдать или направить карточку регистрации ККТ: было 5 рабочих дней, стало 10 рабочих дней

п. 7 ст. 4.2 в новой редакции

Инспекциям разрешено снимать ККТ с учета без заявления пользователя в случае исключения его из ЕГРЮЛ или ЕГРИП

новый п. 18 ст. 4.2

Разрешено не передавать в ИФНС сведения из отчета о закрытии фискального накопителя, если ККТ была похищена или сломана, из-за чего фискальные данные считать невозможно. Сломанный накопитель следует сдать изготовителю для экспертизы, а также написать заявление о перерегистрации ККТ

п. 8 ст. 4.2 в новой редакции; новый п. 8.1 ст. 4.2

Уточнено, что кассовый чек коррекции и БСО коррекции оформляется, если ранее пользователь вообще не использовал ККТ, либо использовал с нарушениями

п. 4 ст. 4.3 в новой редакции

Установлено, что при перерегистрации ККТ в связи с заменой фискального накопителя передача в ИФНС считанных фискальных данных осуществляется строго в электронной форме (ранее допускалось и на бумаге)

п. 14 ст. 4.2 в новой редакции

Инспекциям разрешено снимать ККТ с учета без заявления пользователя в случае, когда третьи лица проинформировали ИФНС о несоответствии кассы требованиям закона

п. 15 ст. 4.2 в новой редакции

Установлено, когда нужно формировать отчет о закрытии фискального накопителя: строго после передачи с инспекцию через ОФД всех фискальных документов, сформированных данным накопителем и получения подтверждения

новый п. 5.1 ст. 4.3

Увеличен срок, в течение которого пользователь должен сдать в ИФНС фискальные данные с накопителя, срок годности которого истек: был месяц, стало 60 календарных дней

п. 16 ст. 4.2 в новой редакции

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector