Что может являться предметом взятки в соответствии с законодательством

○ Что считается взяткой, понятие взятки.

По нормам Уголовного кодекса, под взяткой понимается получение должностным лицом любых государственных или муниципальных органов (взяткополучатель) вознаграждения в виде денежных средств, ценностей, материальных благ или же оказания услуг, за совершение оговорённых действий или же отказ от их совершения (бездействие) в пользу лица, предоставляющего это вознаграждение (взяткодатель).

Совершаемое  за это вознаграждение действие или бездействие обязательно должно входить в служебную компетенцию должностного лица, а также может заключаться в покровительства или попустительства по службе, а также в оказании помощи при решении иных вопросов, не входящих в компетенцию взяткополучателя, но на принятие решений по которым он может повлиять.

Наказание по УК РФ напрямую зависит от размера взятки и ряда обстоятельств, например, являлась ли взятка платой за незаконные действия или же была некой «благодарностью» за исполнение своих обязанностей должностным лицом.

Различают взятки и по их сумме, что имеет особое значение для квалификации преступления. Размер взятки определяется в рублях не только в случае, когда она дана или получена в виде наличных денег или платежей на счет, но и при передаче взяткополучателю ценных бумаг, материальных ценностей или оказании услуг. В УК РФ (примечание к ст. 290, действующее и для прочих «коррупционных» статей) различают:

  • Взятки в значительном размере, т.е. превышающие 25 тыс. рублей.
  • Взятки в крупном размере, т.е. более 150 тыс. рублей.
  • Взятки в особо крупном размере, т.е. превышающие 1 млн. рублей.

Вопреки распространенному заблуждению в спорах о том, какая сумма является взяткой, в законодательстве отсутствует минимальный размер взятки – по сути, взяткой может быть признана любая сумма, если взятка дана в виде денежных средств. Следствие или суд вправе прекратить уголовное преследование в виду малозначительности, когда взятка, к примеру, не превышает 500 рублей, но в практике такие случаи крайне редки.

Немного по-иному обстоит дело с материальными благам и ценностями. Ст. 575 ГК РФ устанавливает прямой запрет на дарение различных ценностей должностным лицам в связи с исполнением ими возложенных обязанностей, исключая обычные подарки. Под обычными подарками понимаются предметы и ценности, цена которых не превышает 3000 рублей.

Взятка как предмет

В качестве предметов могут фигурировать:

  • деньги, в т. ч. валюта;
  • банковские чеки;
  • ценные бумаги;
  • изделия из драгоценных металлов и камней;
  • автомашины;
  • продукты питания;
  • видеотехника;
  • бытовые приборы;
  • другие товары;
  • квартиры;
  • дачи;
  • загородные дома;
  • гаражи;
  • земельные участки;
  • другая недвижимость.

Предмет
взятки
— это любые материальные ценности и
услуги материального характера переданные
(оказанные) должностному лицу за
совершение служебных действий
(бездействия) в интересах дающего.

Предметом
взятки наряду с деньгами, ценными
бумагами и иным имуществом могут быть
услуги имущественного характера,
оказываемые безвозмездно, но подлежащие
оплате (предоставление туристических
путевок, ремонт квартиры, строительство
дачи и др.), и имущественные выгоды. Под
имущественными выгодами следует
понимать, в частности, занижение стоимости
передаваемого имущества, приватизируемых
объектов, уменьшение арендных платежей,
процентных ставок за пользование
банковскими ссудами.

Имущественные
выгоды, деньги, иные материальные
ценности могут быть предоставлены,
материальные услуги оказаны не только
самому должностному лицу, но и его родным
и близким. В этом случае обязательным
условием наступления уголовной
ответственности является наличие
осведомленности и согласия на такие
действия должностного лица.

Если
предметом взятки являлись деньги, то
должно быть установлено, какая именно
сумма, в какой валюте, какими купюрами,
каковы индивидуальные признаки купюр,
по возможности номера переданных купюр,
каковы особенности и индивидуальные
признаки упаковки. Анализ современной
практики показывает, что наиболее
распространенным предметом взятки
являются деньги в долларах США или в
иной иностранной валюте.

В таких случаях
в обвинении должна быть указана сумма
предмета взятки в российских рублях с
приобщением справки о курсе доллара
США или иной иностранной валюты на
указанную дату (дату требования взятки
в определенном размере, дату каждого
приема предмета взятки, если она
передавалась не единовременно).

Если
в качестве предмета взятки передавались
товарно-материальные ценности, то должны
быть установлены: их наименование,
количество, качественные признаки,
форма, размер, цвет, объем, вес,
индивидуальные признаки, номера, дефекты,
данные о месте и времени приобретения,
данные об источнике средств для их
приобретения, материал, из которого они
изготовлены, наличие клейм, маркировки,
характеристика упаковки и другие
индивидуальные признаки, имеющие
криминалистическое значение.

При
выполнении работ для взяткополучателя
и оказания ему услуг (возможно, с
оформлением различных договоров: заказа,
подряда, перевозки, ремонта квартиры,
найма жилья и др.) устанавливаются
следующие обстоятельства: каков объект
услуги или работы, как документально
оформлено, кто исполнитель, время и
место исполнения, на какие средства
выполнены работы, оказаны услуги, иные
обстоятельства, связанные с исполнением.

Предметом
взятки могут служить также ценные
бумаги, недвижимость, приобретенная
для взяткополучателя и его семьи, в
частности за рубежом, и др.

Таким
образом, предмет взятки может быть самым
различным, но независимо от его
материальной сущности должно быть
известно его стоимостное выражение.

судебно-товароведческая, судебно-строительная,
если предметом взятки явились услуги
по строительству или ремонту жилища, и
другие в зависимости от вида предмета
взятки. Установление размера взятки в
стоимостном выражении обязательно и в
случае, если взятка заключалась в
предоставлении услуг.

Что может являться предметом взятки в соответствии с законодательством

Так,
оперуполномоченный отдела по незаконному
обороту наркотиков криминальной милиции
Б. неоднократно получал взятки от
директора медицинской фирмы за выдачу
справок о соответствии условий хранения,
учета и уничтожения наркотических,
сильнодействующих и ядовитых препаратов,
пролонгацию лицензии, за сообщения о
предстоящих проверках и за другие
действия по службе.

В качестве взятки
фирмой ему были оказаны услуги в виде
лечения и протезирования зубов на общую
сумму 4560 р. Для установления размера
взятки следствие изъяло и приобщило к
делу журнал предварительной записи
больных, медицинскую карту стоматологического
больного, тарифы фирмы на стоматологические
услуги и протезирование.

К
материалам уголовного дела должна быть
приобщена справка о минимальном размере
оплаты труда (МРОТ) на момент передачи
предмета взятки, поскольку это важное
доказательство передачи взятки в крупном
размере, который составляет стоимость,
превышающую 300 МРОТ, что закон рассматривает
как квалифицирующий признак.

Уместно
напомнить, что закон не определяет
минимального размера взятки, т. е.
принятие вознаграждения любой стоимости
образует состав преступления. Тем не
менее и в научной литературе, и в
следственной практике иногда встречается
ложное, на наш взгляд, суждение о том,
что подношение в размере менее пяти
минимальных размеров оплаты труда
следует рассматривать не как взятку, а
как подарок должностному лицу, разрешенный
ст.

575 Гражданского кодекса РФ15.
Критерия отличия подарка от взятки до
сих пор не выработано, нет его, в частности,
и в постановлении Пленума Верховного
суда РФ “О судебной практике по делам
о взяточничестве и коммерческом подкупе”
от 10 февраля 2000 г. № 6, поэтому практическим
работникам остается руководствоваться
рекомендациями юридической науки16.

В
связи с этим считаем необходимым сделать
акцент на следующих доводах.

Во-первых,
указанная норма Гражданского кодекса
РФ не применима к должностным лицам. В
соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 11 Федерального
закона “Об основах государственной
службы Российской Федерации” от 31 июля
1995 г. установлен целый ряд ограничений
для государственных служащих, в частности
исключена возможность “получать от
физических и юридических лиц вознаграждения
(подарки, денежное вознаграждение,
ссуды, услуги, оплату развлечений,
отдыха, транспортных расходов и иные
вознаграждения), связанные с исполнением
должностных обязанностей, в том числе
и после выхода на пенсию”.

Муниципальным
служащим также запрещено получение
каких-либо подарков (ст. 60 Федерального
закона “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации” от 28 августа 1995 г.). То есть
специальным законодательством прямо
запрещено получение должностными лицами
вознаграждений в любом размере.

Во-вторых,
оценивая подношение должностному лицу,
следует исходить из мотивов его действий:
субъект понимает, что материальное
благо является дополнительным
вознаграждением за его служебную
деятельность, потому что подарок
предполагает отношения знакомства,
взаимной симпатии, наличие поводов для
одаривания;

а также из общепринятых
критериев понимания подарка в обществе:
подарки преподносятся по определенному
поводу, при наличии установившихся
взаимоотношений, стоимость подарка
соотносима со степенью знакомства и
близостью взаимоотношений. Абсурдным
является вручение крупной суммы денег
в виде подарка лицу, которое даритель
впервые видит на приеме или в служебной
обстановке.

какие взаимоотношения существуют
между дарителем и должностным лицом,
как давно они знакомы, к какому событию
приурочен подарок, когда был приобретен
подарок для преподнесения должностному
лицу и при каких обстоятельствах, какую
часть дохода дарителя составляет
стоимость подарка17.
Кроме того, следует помнить, что подарки
не дарятся скрытно, не оставляются на
рабочем месте должностного лица
инкогнито, не вкладываются в служебные
бумаги и так далее. Безусловно, всегда
имеются исключения, поэтому каждый
такой случай должен тщательно проверяться
следствием и судом18.

Исходя
из изложенного, любое преподношение
должностному лицу, независимо от его
стоимости, является взяткой. Разумеется,
никогда не следует доходить до абсурда,
и единичные случаи преподнесения мелких
подарков — цветов, конфет и бутылок
коньяка — следует рассматривать как
малозначительные деяния, не образующие
состава преступления: ни дачи, ни
получения взятки.

1)
вознаграждение было заранее обещано и
обуславливало дальнейшую деятельность
должностного лица, т. е. при наличии
подкупа;

В соответствии с уголовным законодательством предметом взятки является

Получение взятки должностным лицом обусловлено четырьмя возможными вариантами его действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц: 1) действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно может способствовать им в силу своего должностного положения; 3) общее покровительство; 4) попустительство по службе.

— Производственные, договорные, деловые и иные связи с другими органами и организациями; подчиненность и подконтрольность, личные и иные внеслужебные связи должностного лица, прежние места работы.

— Недостатки деятельности органа (бюрократизм, волокита, преступные традиции, недостатки в учете, отсутствие контроля и т.п.). Особенности законодательного регулирования деятельности

Дача взятки должностным лицам (включая иностранных должн. лиц) запрещена Уголовным кодексом РФ и ответственность за данное деяние прописана в ст. 291 УК РФ. При этом ответственность наступает вне зависимости от способа передачи взятки – это может быть как личный контакт с взяткополучателем, так и передача незаконного вознаграждения через третьих лиц (посредников).

Установленная ч. 3 заведомая незаконность действий, за выполнение которых дается взятка, подразумевает то, что взяткодатель понимает и осознает противоправность поведения, которое он требует от должностного лица: сотрудника полиции, врача, учителя, работника гос. учреждения и т.д.

Пример 1: Гражданин А. при посещении врача попросил ускорить его прием в качестве больного, подкрепив свою просьбу 1000-рублевой купюрой. Данное деяние будет квалифицировано по ч. 1 ст. 291 УК РФ – то есть «простая» взятка.

Пример 2: Гражданин Б., будучи остановленным инспектором ДПС за не пристёгнутый ремень и отсутствие страховки ОСАГО, предложил инспектору за 1000 рублей «не замечать» данные нарушения ПДД и не составлять протокол. Данное деяние будет отнесено к ч. 3 ст. 291 УК РФ – т.е. дача взятки за заведомо незаконные действия должностного лица.

Пример 3: Гражданин З. обратился к начальнику отдела военного комиссариата с просьбой оказать ему содействие в уклонении от службы в армии и предложил выдать ему отсрочку по основаниям, которые реально не имели место. В обмен за содействие гражданин предложил 160 000 рублей. Деяние будет квалифицировано по ч. 4 ст. 291 УК РФ, поскольку здесь имеет место крупный размер взятки и ее дача за заведомо противоправное действие сотрудника военкомата.

– Добровольно заявлено о даче взятки в органы полиции.

– Оказано активное содействие в раскрытии преступления.

Что может являться предметом взятки в соответствии с законодательством

– Должностное лицо, получившее взятку, занималось ее вымогательством и само предложило совершить данное деяние.

Ответственность за получение взятки прописана в ст. 290 УК РФ. Получение взятки – это принятие должностным лицом государственных или муниципальных органов всех уровней, а также иностранных организаций, денежного или выраженного в иной форме вознаграждения за совершение каких-либо действий в пользу взяткодателя.

Как и в случае с дачей взятки, вознаграждаться может как действие, так и бездействие или же содействие в принятии того или иного решения в пользу дающего взятку лица при условии, что это входит в служебную компетенцию взяткополучателя.

В рамках активной борьбы с коррупцией, в 2011 году была введена ст. 291.1 УК РФ, карающая за оказание посреднических услуг при совершении коррупционных преступлений. Это может быть как непосредственно передача взятки, так и оказание содействия взяткодателю или взяткополучателю в исполнении преступного замысла.

В связи с тем, что именно посреднические действия позволяют коррупционерам уходить от ответственности, заметая следы и страхуя себя от возможных проблем, наказание по ст. 291.1 УК РФ, как и по непосредственно «взяточным» статьям, также установлено в виде штрафов, кратным размерам взятки, посредничество по получению или передаче которой оказывалось пособником.

При этом, как и в ст. 290 и 291 УК РФ, посредничество при взяточничестве за исполнение заведомо противоречащих закону действий наказывается более сурово, достигая штрафов в размере 60-кратной суммы взятки или тюремного срока до 7 лет.

Наказуемо также и обещание содействия в передаче взятки или в ее получении, когда лицо реально имело возможность выполнить свое общение. Обман, то есть введение взяткодателя или взяткополучателя в заблуждение о своих связях и возможностей не может быть квалифицировано по ст. 291.1 – чаще всего такие действия подпадают под состав мошенничества.

Закон позволяет посредникам избежать ответственности при условии, если ими добровольно сообщено в правоохранительные органы о факте дачи или получения взятки, а также оказано максимальное содействие в раскрытии преступления.

Если вы попали в поле зрения правоохранительных органов по обвинению в даче взятки, следует первым делом вне зависимости от обстоятельств случившегося, заручиться помощью адвоката – с юридической помощью вы будете надежно защищены от злоупотреблений, ложных обвинений и произвола.

В случаях, когда вами действительно была дана взятка должностному лицу за совершение заведомо незаконного действия и взятка давалась по вашей инициативе, остается лишь оказать максимальное содействие следствию, признать вину и надеяться на снижение наказания.

Когда же, на ваш взгляд, имело место вымогательство взятки со стороны чиновника, необходимо доказать это любой ценой – свидетельскими показаниями, аудио- видеозаписями, показаниями и объяснениями.

Помните, что обвинение в даче взятки может быть предъявлено лишь правоохранительными органами согласно компетенции. Голословные утверждения, например оппонента по спору в суде, о том, что вы давали кому-то взятку, ничтожны и могут быть наказаны по статье «Клевета».

Риск стать обвиняемым в получении взятки есть у любого должностного лица. Даже если вы работаете честно, не допускаете злоупотреблений и чтите закон – в один неприятный момент к вам могут зайти в кабинет и одеть наручники люди в форме.

Что же делать, если вас ошибочно обвиняют в получении взятки, например – подбросив деньги в документы или кабинет?

1. Наймите квалифицированного юриста, специализирующегося по коррупционным преступлениям. С ним защищаться будет проще.

2. Если факта получения взятки по вашей воле не было, доказывайте факт провокации взятки со стороны взяткодателя. Это касается случаев, когда деньги были подброшены в документы, в кабинет, в ящик стола или в карман. Их могут положить в коробку конфет, которая взяткой не является, но которую вы, вполне возможно, охотно приняли в качестве благодарности.

– Записи с камер наблюдения по месту работы.

– Показания коллег, которые слышали ваш разговор.

– Показания знакомых взяткодателя – говорил ли он им о взятке, жаловался ли на вымогательство.

– Документы, подтверждающие законность ваших действий в отношении взяткодателя – решения об отказе, инструкции, регламенты и т.д.

4. Если прямых доказательств – аудиозаписи или результатов оперативного эксперимента нет, обжалуйте возбуждение уголовного дела в суде – сам факт наличия подброшенных денег ни о чем не говорит.

В ситуации, когда взятка все же была вами получена и требования взяткодателя исполнены, лучше всего признать вину в пределах реально совершенного деяния. Адвокату и вам предстоит постараться добиться максимального смягчения наказания, особо заострив внимание на таких смягчающих обстоятельствах, как тяжелое материальное или семейное положение;  тяжелая жизненная ситуация и т.д.

Если кого-то поймали на передаче денег или ценностей, накажут как того, кто передал ценности, так и того, кто их взял. Однако законодательная кара последует не только за эти события, но ещё и за посредничество во взяточничестве. То есть, если человек передавал деньги от одного к другому, согласовывал время и место встречи или оказывал иные посреднические услуги, его действия тоже могут быть расценены как преступление по соответствующей статье уголовного кодекса.

Что касается степени наказания, оно целиком основывается на той сумме, которая была передана должностному лицу.

Практически всех в интернете беспокоит ответ на один вопрос: что будет, если «неудачно» сделать подарок?

Что может являться предметом взятки в соответствии с законодательством

Формирование финального наказания зависит от множества факторов, главный из которых – размер подношения. Соответствующая статья уголовного законодательства говорит о том, что если у взятки отсутствует признак значимости, наказание за такое деяние будет определено в виде штрафных санкций, а также возможности тюремного заключения. Если «подарок» был сделан должностному лицу, и это установленный факт, нарушитель просто будет оштрафован.

Исходя из всего вышесказанного, можно резюмировать следующее:

  1. Простая взятка карается денежным штрафом и изоляцией от общества на срок до 24 месяцев. Сумма штрафа определяется как размер взятки, умноженный на число от 15 до 30.
  2. Взятка должностному лицу в более крупном размере – это более крупный штраф и более долгое отлучение от общества (до 3 лет).
  3. Особо крупный размер взятки карается тюремным заключение от 7 до 12 лет, а также крупным денежным штрафом, среди которого выделяют основной (70-90 кратная сумма взятки) и вспомогательный (70-кратная сумма взятки).
  4. Если человек, давший взятку, занимает важный пост в учреждении, в дополнение к основному наказанию ему могут также запретить работать по определенным должностям в течение 3 лет.

Уголовно-правовая характеристика дачи взятки

Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки в значительном размере. 3. Получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации взятки за незаконные действия (бездействие). 4.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены: (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 №329-ФЗ)

за незаконное вознаграждение от имени юридического лица за не принятие мер по урегулированию конфликта интересов на государственной службе Расследование преступлений коррупционной направленности относится к компетенции: Следственного комитета Российской Федерации Федеральной службы безопасности Российской Федерации Счетной палаты Российской Федерации Генеральной прокуратуры Российской Федерации Укажите, какие из перечисленных ниже положений устанавливаются Федеральным законом от 25 декабря 2008 г.

Пособничеством называется определенные действия соучастников, или, наоборот, их бездействие, в результате которого облегчается задача основных фигурантов. Во время совершения противоправного деяния соучастникам может даже не быть на месте преступления, но, если его вина будет доказана, его отсутствие на месте совершения деяния не освободит его от наказания за пособничество.

Следующие действия могут быть квалифицированы как пособничество:

  • физическая помощь;
  • интеллектуальная помощь;
  • бездействие, например, намеренное игнорирование совершения преступления другим лицом;
  • финансовая поддержка, но только в том случае, если лицо, передающее деньги, знало, на какие цели они будут потрачены.

Таким образом любая поддержка преступнику тоже является противоправным деянием.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Предоставление иных имущественных прав. Деньги.

. То есть предметом взятки может быть не только российский рубль, но и любая валюта, находящаяся в обороте.

Ценные бумаги.

. Иное имущество.

Ответственность за получение/дачу взятки/посредничество во взяточничестве наступает независимо:

  • от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;
  • от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

Также см. «Антикоррупционные положения в трудовых договорах работников: образец».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

По состоянию на 22 апреля 2002 года

Объект
и предмет преступления дачи взятки в
полном объеме совпадает с аналогичными
признаками состава получения взятки
(см. ст. 290 УК).

Объективная
сторона рассматриваемого преступления
выражается в даче взятки только
должностному лицу лично или через
посредника (ст. ст. 184, 204, 285 и 290 УК). Дача
взятки – формальный состав преступления.
Она признается оконченным деянием с
момента принятия должностным лицом
хотя бы части материальных ценностей,
если взятка передается в несколько
приемов.

Дача
взятки заключается в незаконном вручении,
передаче материальных ценностей или
предоставлении выгод имущественного
характера должностному лицу лично или
через посредника за совершение действий
(бездействия), входящих в служебные
полномочия должностного лица, в пользу
взяткодателя или представляемых им
лиц, или за способствование должностным
лицом в силу занимаемого им положения
совершению действий (бездействия) другим
должностным лицом, либо за общее
покровительство или попустительство
по службе взяткодателю или представляемым
им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные
действия (бездействие) должностного
лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК).

Путем
дачи взятки субъект может склонить
должностное лицо к совершению заведомо
противоправного действия (бездействия)
по службе (ч. 2 ст. 291 УК), которое само по
себе является преступлением. В этих
случаях он должен нести ответственность
не только за дачу взятки, но и за соучастие
(подстрекательство) в преступлении
должностного лица.

Понятие
“взяткодатель” в диспозиции
анализируемой правовой нормы также
имеет широкую трактовку. Им может быть
как частное лицо, лицо, выполняющее
управленческие функции в коммерческой
(иной) организации (прим. 1 к ст. 201 УК),
так и должностное лицо (прим. 1 к ст. 285
УК), что не имеет значения для квалификации
дачи взятки.

Должностное лицо или лицо,
выполняющее управленческие функции в
коммерческой или иной организации,
предложившее подчиненному ему по службе
работнику добиваться желаемого действия
или бездействия путем дачи взятки, несет
ответственность как взяткодатель, а
работник, договорившийся о выполнении
за взятку обусловленных действий и
вручивший взятку, должен нести
ответственность как соучастник дачи
взятки.

Субъектом
дачи взятки может быть любое вменяемое
лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъективная
сторона состава дачи взятки характеризуется
виной в виде прямого умысла: виновный
сознает, что он передает должностному
лицу незаконное вознаграждение, и желает
этого. Однако, если субъект все-таки
добросовестно заблуждался относительно
оснований передачи предмета взятки,
считая, что это не вознаграждение, либо
не осознавая его неправомерность, то в
этом варианте состав дачи взятки
отсутствует.

Цели
и мотивы дачи взятки могут быть самые
различные. Сюда можно отнести побуждения
как личного порядка, так и корыстные,
желание добиться намеченного результата
в обход закона или отблагодарить
получателя взятки за решение, принятое
в пользу взяткодателя, освободиться от
ответственности и т.п.

Что может являться предметом взятки в соответствии с законодательством

Законодатель
структурно расположил в УК РФ состав
получения взятки (ст. 290) впереди статьи,
предусматривающей ответственность за
дачу взятки (ст. 291). Это означает, что он
расценивает получение взятки как
значительно более общественно опасное
деяние, нежели дачу взятки. Это положение
соответствует п. 5 ст. 15 УК о том, что
уголовно – правовая норма состава ст.
290 УК относится к категории особо тяжких
преступлений.

Взятка
– наиболее характерное, опасное и
распространенное преступление, пожалуй,
во всей гл. 30 УК, ибо является типичным
проявлением коррупции. Высокая степень
общественной опасности получения взятки
заключается еще и в том, что это
преступление подрывает основы
государственной власти и управления,
дискредитирует авторитет этой власти
в глазах населения, значительно ущемляет
законные интересы и права граждан.

Объект
преступления – противоправные должностные
посягательства на интересы государственной
службы.

При
этом правоприменителю следует учитывать
содержание примечания 1 к ст. 285 УК РФ,
формулирующей понятие должностного
лица применительно ко всей гл. 30 УК РФ
“Преступления против государственной
власти, интересов государственной
службы и службы в органах местного
самоуправления”. В этой главе находятся
и составы преступлений о получении и
дачи взятки.

Взятка
может включать в себя не только деньги,
ценные бумаги, иное имущество, но и
различные выгоды, причем в основном
имущественного характера.

Что может являться предметом взятки в соответствии с законодательством

Рассмотрим
предмет взятки.

  ○ Провокация взятки. 

Защищая интересы добросовестных должностных лиц, которых еще не поглотила повсеместная коррупция, Уголовный закон статьей 304 УК РФ наказывает лиц, провоцирующих взятку – то есть совершающих передачу денежных средств или иных вещей, которые подпадают под определение взятки, должностному лицу без его согласия или же совершая это с целью очернить его, создать ложное представление о якобы совершенном им преступлении.

Важно, что должностное лицо не должно соглашаться на получение взятки и должно отказать провокатору в выполнении его просьбы. Деньги могут быть положены на стол, в документы или засунуты в карман должностному лицу, но он не должен совершать каких-либо действий, даже косвенно свидетельствующих о согласии с этим. Провокация взятки влечет ответственность в виде тюремного срока до 5 лет, либо штрафа до 200 тыс. рублей.

Как не стать жертвой провокации взятки, если вы должностное лицо? Просто не брать взятки! О любых попытках подкупа следует немедленно сообщить своему руководству, как то предписывают служебные инструкции и закон.

Пример: Гражданин А., получив неоднократный отказ от инспектора ГИБДД возвратить ему водительские права и не составлять протокол, положил 15 тысяч рублей тремя купюрами по 5 тыс. на сиденье и покинул автомобиль инспектора, предложив ему подумать, а сам в это время позвонил на горячую линию ГУВД и сообщил о взяточничестве.

  ○ Как отличить взятку от коммерческого подкупа?

Что может являться предметом взятки в соответствии с законодательством

Под коммерческим подкупом понимается получение денег или материальных ценностей лицом, работающим в коммерческой организации и имеющим управленческие полномочия в обмен на совершение каких-либо действий в пользу лица, предлагающего вознаграждение.

Главное отличие взятки от коммерческого подкупа: взятка может быть дана только должностному лицу, работающему на государственные или муниципальные органы, тогда как подкуп может быть совершен лишь в коммерческой сфере.

Ответственность за коммерческий подкуп, одновременно как за получение, так и за его совершение, прописана в ст. 204 УК РФ. Условия освобождения от ответственности аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной в органы и содействие в следствии по делу.

Получение взятки

Ценные бумаги.

. Иное имущество.

В современной жизни вымогательство взятки случается сплошь и рядом: сегодня нам намекает на «решение проблемы» сотрудник ГИБДД, завтра просит «помочь в трудностях» учитель в школе, послезавтра придется положить 1000 рублей в карман врачу в ответ на его «мест нет, но можно попытаться решить вопрос».

Помните, что от должностного лица должно исходить прямое требование или явно намекающие словесные выражения (можно обсудить, можно договориться, что будем делать с вами и т.д.) о возможности решить вашу проблему за взятку. Обусловленный законом отказ от исполнения каких-либо действий не может являться вымогательством взятки, даже если вы где-то слышали о том, что нужно «дать на лапу».

1. Обязательно подготовьтесь к разговору, вооружитесь диктофоном (который ни в  коем случае нельзя демонстрировать вымогателю) и идите на прием к коррупционеру. Получив предложение «решить вопрос» пообещайте подумать или же, якобы, идите за деньгами, а сами готовьте ответный ход. Если вы уже «вооружены» средствами аудиозаписи, постарайтесь заставить должностное лицо прямо назвать свои требования: уточняйте, торгуйтесь, называйте другие суммы – важно, чтобы из разговора был явно виден факт вымогательства!

– В отношении сотрудников полиции  – в службу собственной безопасности ГУВД региона, в следственный комитет или в ФСБ.

– В отношении должностных лиц гос- и муниципальных организаций (врачей, учителей, госслужащих) – в полицию или прокуратуру.

– В отношении судей, руководителей муниципальных образований, губернаторов, депутатов – в следственный комитет или ФСБ.

3. Следуйте инструкциям оперативников.

Важно: обязательно помните, что считается взяткой – ведь из-за коробки конфет или бутылки средней цены алкоголя достаточно обратиться к вышестоящему руководству должностного лица, поскольку доказать преступный состав взятки при таком скромном вознаграждении будет проблематично.

Если у вас вымогают деньги, ведите себя крайне осторожно. В частности, делайте следующее:

  • не допускайте двузначных высказываний, которые вымогателем могли бы трактоваться либо как готовность, либо как отказ в получении взятки;
  • запомните все детали вымогательства для облегчения работы сотрудников правоохранительных органов;
  • не переводите инициативу на себя.

Обязательно сообщите впоследствии о случившемся в правоохранительные органы для предотвращения преступления.

Заместитель Председателя Президиума Коллегии адвокатов «Центральная» Адвокатской палаты г. Москвы

Начала
свою трудовую деятельность в 1982 г. в
качестве секретаря судебного заседания,
затем судебного исполнителя. В 1992 г.
окончила юридический факультет Кубанского
государственного университета, по
окончании которого работала помощником
прокурора г. Москвы.

С
1996 г. – адвокат, имеет большой процент
выигрышных дел. Представляет интересы
клиентов в Конституционном и Верховном
Судах РФ, а также преподает курс
гражданского процесса в Российской
академии адвокатуры. Член Союза юристов
России. Почетный адвокат России.

Сотрудничает
с Комитетом по безопасности Государственной
Думы РФ, куда ею направлялись предложения
по совершенствованию законодательства,
которые были учтены в законотворческой
деятельности.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector