Комиссии по легализации как причина включения в план выездных проверок

Приложение N 12. Протокол заседания комиссии по легализации налоговой базы

1) имеющие задолженность по перечислению НДФЛ;

2) снизившие поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода более чем на 10%. Отбор налоговых агентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) осуществляется путем сопоставления удержанных сумм НДФЛ за налоговый период, отраженных в сведениях о доходах по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом в налоговый орган, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках “Расчеты с бюджетом”.

Дополнительно анализируются данные отчетности (Расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование территориальных органов Пенсионного фонда России.Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога.

При отборе анализируется динамика с учетом информации, имеющейся в налоговом органе о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы Пенсионного фонда России. При отборе налогоплательщиков – налоговых агентов, имеющих обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, отбор необходимо производить с учетом сведений, содержащихся в федеральном информационном ресурсе “Расчеты с бюджетом” в целом по налоговому агенту.

3) налогоплательщики – налоговые агенты, выплачивающие заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Отбор налоговых агентов осуществляется на основании показателей, содержащихся в сведениях о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, представленных налоговым агентом за истекший налоговый период.

Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам и среднесписочной численности. Особое внимание обращается на налоговых агентов, выплачивающих заработную плату ниже регионального прожиточного минимума. – Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, заявившие профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по форме 3-НДФЛ, представленных за налоговый период, в которых отношение показателя строки 120 (профессиональные вычеты) к показателю строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности) превышает 95 процентов.- Налогоплательщики – индивидуальные предприниматели, отразившие в налоговых декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявившие доход, равный нулю, либо не представившие налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании деклараций по НДС, представленных за налоговые периоды истекшего года, в которых отражена сумма выручки (строки 010-050 раздела 3, графа 2 раздела 4 и графа 2 раздела 7). Из сформированного перечня отбираются индивидуальные предприниматели, не отразившие суммы полученных доходов от предпринимательской деятельности в налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ (строка 110 листа В), или не представившие декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании представленных деклараций по НДС по следующим критериям:- налогоплательщики, заявившие уровень вычетов выше среднего по субъекту Российской Федерации уровня за предшествующий период;- налогоплательщики, заявившие уровень вычетов 89 и более процентов;

– налогоплательщики, у которых отношение суммы вычетов по суммам НДС уплаченных при приобретении товаров, работ, услуг, имущественных прав, а также вычетов по суммам НДС, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и суммы НДС, исчисленной при реализации товаров (т.е. соотношение начисленной при реализации суммы налога и суммы вычетов без учета начислений и вычетов по авансам, строительно-монтажным работам, налоговым агентам – “нетто” вычеты) 89 и более процентов.

– Налогоплательщики – физические лица, не задекларировавшие полученные доходы. Отбор налогоплательщиков осуществляется на основании данных информационных ресурсов налогового органа об отчуждении имущества (недвижимое имущество, транспорт, иное), находящегося в собственности менее 3 лет. Из сформированного перечня отбираются физические лица, не представившие декларацию по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором указанное имущество было реализовано.

При этом необходимо осуществлять ранжирование налогоплательщиков, которые в первоочередном порядке подлежат вызову в налоговый орган на заседание комиссии, исходя из предполагаемой суммы налога, подлежащей уплате.Следует иметь в виду, что реализация теневых схем оплаты труда осуществляется, как правило, за счет неучтенных наличных денежных средств, которые образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента) за счет занижения им фактически полученных доходов или завышения фактически произведенных расходов.

Выплата заработной платы “в конвертах”, применяемая наряду с иными теневыми схемами обналичивания денежных средств, влечет занижение налогооблагаемой базы как по НДФЛ (когда лицо выступает в качестве налогового агента), так и по иным налогам – налогу на прибыль организаций, НДС, единому налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения и пр.

(когда лицо выступает в качестве налогоплательщика).При поступлении информации о фактах выплаты неучтенной заработной платы, неофициальном оформлении трудовых отношений и пр., анализ финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта проводится не только по налогу на доходы физических лиц, но и по соответствующим налогам (комплексно), с учетом рекомендаций Федеральной налоговой службы по проведению предпроверочного анализа налогоплательщиков.

– налогоплательщики, в отношении которых получена информация от компетентных источников иностранных государств о получении дохода резидентами Российской Федерации, подлежащего налогообложению на территории Российской Федерации;- налогоплательщики, в отношении которых имеется информация о получении дохода, содержащаяся в обращениях контрольно-надзорных ведомств, граждан, организаций;

– налогоплательщики, имеющие признаки занижения налоговой базы, необоснованного применения налоговых льгот, налоговых ставок и пр. по другим налогам (например, по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество организаций, налог на имущество физических лиц).Кроме того, для рассмотрения на заседании комиссии могут быть отобраны иные налогоплательщики, в том числе в отношении которых предпроверочный анализ выявил нарушения налогового законодательства, при этом назначение выездных налоговых проверок является нецелесообразным по причине возможной малоэффективности, а также налогоплательщики, заявляющие возмещение НДС.

При подготовке материалов для рассмотрения на заседаниях комиссии в отношении отобранных налогоплательщиков и налоговых агентов проводится анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, а также мероприятия налогового контроля. Аналитические и контрольные мероприятия по каждому налогоплательщику проводятся в целом, на основе имеющейся в налоговом органе информации, по всем налогам независимо от оснований для включения в группы, определенных положениями данного письма.

Анализ налогоплательщиков, деятельность которых подлежит рассмотрению на заседаниях комиссии, проводится на основании:- информационных ресурсов (ЕГРН, ЕГРИП, ЕГРЮЛ, АИС “Налог-2”, ПИК “НДС”, СОУН, ПК “ВАИ”, ИР “Риски” и т.д.); – информации, полученной в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации;

– информации, содержащейся в СМИ и сети Интернет;- сведений, полученных от кредитных организаций, правоохранительных органов, Пенсионного фонда Российской Федерации, внебюджетных фондов, лицензирующих органов, таможенных органов, муниципальных органов власти, Роструда, Банка России и др.;- жалоб, заявлений юридических и физических лиц;

– информации, полученной от сотрудников, акционеров (участников) организаций;- информации, полученной из иных источников.Анализ осуществляется по следующим направлениям:- анализ учетных данных и иных сведений, характеризующих налогоплательщика, по форме, рекомендованной в Приложении N 1;- анализ показателей бухгалтерской отчетности (баланса) – по форме, рекомендованной в Приложении N 2;

– анализ показателей бухгалтерской и налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций – по форме, рекомендованной в Приложении N 3;- анализ показателей налоговой отчетности по НДС – по форме, рекомендованной в Приложении N 4;- анализ показателей уровня заработной платы, выплачиваемой налоговым агентом, а также исполнения им обязанности по исчислению и перечислению НДФЛ – по форме, рекомендованной в Приложении N 5;

– анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей – по форме, рекомендованной в Приложении N 6.На основании проведенного анализа по налогам выявляются налоговые риски. Сводные результаты анализа отражаются по форме, рекомендованной в Приложении N 7.Кроме того, в отношении налогоплательщиков, отобранных для рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссии, проводится анализ уровня налоговой нагрузки по форме, рекомендованной в Приложении N 8.

Анализ включает в себя следующие этапы:- расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения,- определение аналогичных налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе, – расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации, исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки),- определение аналогичного налогоплательщика с максимальной налоговой нагрузкой,- анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения.

В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика.С этой целью налоговым органом:- проводится анализ предварительно запрашиваемых в рамках статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации банковских выписок, – составляется схема движения денежных средств, схема ведения бизнеса,- проводится анализ сделок, в том числе с целью выявления отрицательного влияния на налоговую нагрузку налогоплательщика.

В ходе анализа, при необходимости, определяются контрагенты, входящие в зону риска, к которым относятся контрагенты, обладающие признаками недобросовестности (минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности) (Приложение N 9).

Также в ходе анализа финансовых потоков налогоплательщика устанавливаются иные зоны риска по форме, рекомендованной в Приложении N 10.На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/[email protected]).

Приложение N 7. Критерии оценки рисков

Приложение N 7

полное наименование налогоплательщика, ИНН, КПП

Общее количество соответствия критериям налоговых рисков

N п/п

Наименование критерия оценки рисков

Источник

Оценка критериев риска по периодам

Средне-
отраслевой

Средне-
отраслевой

Наличие риска

2011

2012

2013

показатель за 2011

показатель за 2012

·

1.

Налоговая нагрузка ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности)

Приложение N 8

2.

Значительное ({amp}gt; 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики, %

Приложение N 3 (п.58)

3.

Отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов, тыс. рублей

Приложение N 3 (п.23)

X

X

4.

Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) (да, нет)

Приложение N 3 (динамика п.11, 12)

X

X

5.

Резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или налоговой декларации по налогу на имущество, либо наличие оплаты за основные средства при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков, что свидетельствовать о выводе активов организации без отражения данных операций для целей налогообложения (например: подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи основных средств и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества, либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов)

Приложение N 2 (п.3, п.9) Приложение N 3 (п.37, п.41, п.48, п.53)

X

X

6.

Резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов, либо значительное превышение размера кредиторской задолженности над суммой выручки от реализации товаров (работ, услуг) и дебиторской задолженности. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству

Приложение N 2 (п.7, п.14, п.16) Приложение N 3 (п.1)

X

X

7.

Снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение в состав расходов, при исчислении налога на прибыль, суммы безнадежных долгов

Приложение N 2 (п.16) Приложение N 3 (п.36)

X

X

8.

Расхождение выручки от реализации (работ, услуг) по данным налоговых деклараций по налогу на прибыль, НДС и отчета о финансовых результатах может свидетельствовать о невключении в реализацию отдельных финансовых операций и, как следствие, занижение налоговой базы

Приложение N 3 (п.11, 19) Приложение N 4 (п.41)

X

X

9.

Резкое уменьшение показателя “Финансовые вложения” при неотражении в декларации по налогу на прибыль организаций выручки от реализации права требования долга, доходов от реализации ценных бумаг и отсутствия поступлений от возврата предоставленных займов в “Отчете о движении денежных средств” и движений денежных средств по расчетному счету налогоплательщика. Данное обстоятельство может свидетельствовать о сокрытии доходов от реализации долгосрочных финансовых вложений

Приложение N 2 (п.4 п.6) Приложение N 3 (п.38, п.42, п.50)

X

X

10.

Систематическое заявление сумм НДС к возмещению, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности (экспорт товаров с применением 0 ставки по НДС), налогоплательщиками с убыточной деятельностью (отсутствием прибыли, либо незначительных размеров прибыли при значительном суммарном объеме выручки (дохода) от реализации)

Приложение N 3 (п.11, 19 п.13, п.23) Приложение N 4 (п.47)

X

X

11.

Движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации

Приложение N 3 (п.(11 8), п.(43 47) Приложение N 2 (п.1 – п.17)

X

X

12.

Осуществление видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличнымиденежными средствами, предоставление в значительных размерах займов другим организациям, что может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля (в т.ч содержащаяся в учетных данных, наличие ККТ) Приложение N 2 (п.4) Приложение N 3 (п.6)

X

X

13.

Два и более случая с момента государственной регистрации, представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части внесения изменений в сведения об адресе (месте нахождения), если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика (“миграция” между налоговыми органами)

Учетные данные, ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП

X

X

14.

Отражение в расходах налогоплательщика штрафных санкций за неисполнение договорных обязательств, фактически не имевшее место

Приложение N 3 (п.33)

X

X

15.

Перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или НДС) на другую организацию

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

16.

Умышленное завышение расходов (вычетов НДС) в результате включения затрат по договорам с фирмами, имеющими признаки недобросовестности, на оказание услуг, не имеющих материального результата (транспортные, консультационные, информационные, услуги по управлению организацией и проч.)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

17.

Увеличение стоимости материальных ресурсов организации путем искусственного завышения цены на сырье, материалы, комплектующие изделия, используя цепочку контрагентов (посредников)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

18.

Включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам), в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что, в случае ее погашения, необходимость в привлечении заемных средств отпадает и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика значатся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица

Приложение N 3 (п.7, п.32) Приложение N 2 (п.16 {amp}gt; 19)

X

X

19.

Отнесение на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля Приложение N 3 (п.12, п.20)

X

X

20.

Учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам

Приложение N 3 (п.26 {amp}lt; п.28, п.27 {amp}lt; п.29)

21.

Завышение сумм нормируемых расходов

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля Приложение N 3 (п.12, п.20)

22.

Исчисление амортизации в завышенных размерах, в том числе за счет неправомерного применения коэффициента 2

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля Приложение N 3 (п.30, п.31)

X

X

23

Удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам составил выше 90%

Приложение N 4 (п.4)

24.

Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (да, нет)

Информация, полученная в ходе проведения мероприятий налогового контроля

X

X

25.

Превышение суммы налога, исчисленной при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, подлежащей вычету, над суммой налога, исчисленной со стоимости операций по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

Приложение N 4 (п.12)

X

X

26

Отсутствие в налоговой декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, перед получением освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы, при наличии остатков стоимости сырья, материалов, других аналогичных ценностей, основных средств, нематериальных активов, а также готовой продукции и товаров для перепродажи на конец отчетного периода по данными бухгалтерского баланса, ранее заявлявших налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах, предшествующих переходу на спецрежимы и применение освобождения по НДС на основании ст.145 НК РФ, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащего уплате в бюджет

Приложение N 4 (п.15)

X

X

27.

Отсутствие в налоговой декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, при наличии сведений о передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет

Приложение N 4 (п.17)

X

X

28.

Превышение заявленной к вычету суммы налога, уплаченной налогоплательщиком при ввозе товаров с территории Республики Беларусь и Республики Казахстан, по декларации по НДС над суммой налога, исчисленной к уплате в бюджет, согласно налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза

Приложение N 4 (п.20)

X

X

29.

Превышение заявленной к вычету суммы налога, уплаченной налогоплательщиком таможенным органам по товарам, ввезенным в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, в декларации по НДС над общей суммой налога, указанного в колонке “сумма” по коду 300 (НДС) в графе “Исчисление платежей” таможенных деклараций

Приложение N 4 (п.23)

X

X

30.

Превышение сумм НДС, принятых к вычету на основании п.12 ст.171 и п.9 ст.172 НК РФ при перечислении суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, над суммами НДС, подлежащими последующему восстановлению согласно пп.3 п.3 ст.170 НК РФ

Приложение N 4 (п.26)

X

X

31.

Принятие к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным в качестве налоговых агентов при отсутствии начисленных и уплаченных в бюджет налоговыми агентами сумм НДС в предыдущих налоговых периодах

Приложение N 4 (п.30)

X

X

32.

Превышение налогового вычета по НДС, ранее исчисленного с сумм предоплаты (частичной оплаты), применяемого с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг), над суммой НДС, исчисленной с реализации в текущем налоговом периоде

Приложение N 4 (п.33)

X

X

33

Превышение исчисленных сумм НДС с сумм оплаты (частичной оплаты) подлежащих вычету с даты отгрузки соответствующих товаров (работ, услуг) над суммами НДС, ранее исчисленными с сумм НДС поступившей предоплаты

Приложение N 4 (п.36)

34

Превышение доходов от реализации, отраженных индивидуальными предпринимателями в декларациях по форме N 3-НДФЛ над налоговой базой от реализации товаров (работ, услуг), заявленной в декларациях по НДС, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы для исчисления НДС

Приложение N 4 (п.44)

35.

Систематическое отражение в декларациях по НДС значительных сумм налоговых вычетов, в том числе и на протяжении нескольких налоговых периодов, причины “затоваривания” и планируемые сроки реализации остатков товаров и проявление должной осмотрительности при заключении договоров с контрагентами, обладающими признаками фирм – “однодневок”

Приложение N 4 (п.38)

Для налогоплательщиков налоговых агентов и налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей по НДФЛ налоговыми рисками являются:

36.

Отсутствие текущих платежей по НДФЛ при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы (по данным банковских выписок), а также на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Приложение N 5 (п.1-5)

37.

Значительное превышение величины заработной платы работников предпенсионного возраста относительно заработной платы остальных работников

Приложение N 5 (п.6-21)

38.

Применение налогоплательщиками – индивидуальными предпринимателями в декларациях 3-НДФЛ профессионального налогового вычета в размере, превышающем 95% от суммы полученного от предпринимательской деятельности дохода, что может свидетельствовать о включении в налоговый вычет расходов в завышенных размерах, повлекших получение незначительных сумм налоговой базы

Приложение N 6 (п.1-3)

39.

Неотражение налогоплательщиком – индивидуальным предпринимателем в декларации по форме 3-НДФЛ доходов от реализации имущества, а также доходов от реализации товаров (работ, услуг), выручка по которой была отражена в декларациях по НДС

Приложение N 6 (п.1, 4, 5)

40.

Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации, что может свидетельствовать о применении “конвертной схемы” выплаты заработной платы

Приложение N 5 (п.6-21)

Приложение N 6. Анализ показателей отчетности индивидуальных предпринимателей

Секретарь комиссии ведет протокол заседания, при необходимости используя технические средства. Протокол подписывается председателем и секретарем Комиссии.С информацией, содержащейся в протоколе, налогоплательщик должен быть ознакомлен под роспись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Рекомендуемая форма протокола заседания комиссии приведена в Приложении N 12 к настоящему письму.В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине, заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.

2007 N ММ-3-06/[email protected] (в редакции приказа ФНС России от 23.07.2012 N ММВ-7-2/[email protected]).Неявка налогоплательщика фиксируется в протоколе заседания комиссии.В случае неявки надлежащим образом уведомленных налогоплательщиков на комиссию, к ним в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные статьей 19.

– повторный вызов на комиссию в инспекцию ФНС России;- вызов налогоплательщика на аналогичную комиссию в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации;- вызов налогоплательщика на межведомственную комиссию при администрациях субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления (в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием капитала Российской Федерации соответствующих субъектов Российской Федерации или муниципальных образований);- проведение предпроверочного анализа в установленном порядке;- подготовка материалов для назначения выездной налоговой проверки.

Приложение N 2

тыс.руб.

N

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2012 к 2011, динамика, %

2013 год

2013 к 2012, динамика, %

Наличие риска

1

Нематериальные активы. Стр.1110

2

Основные средства. стр.1150

3

Итого по разделу I Внеоборотные активы, стр.1100

4

Финансовые вложения, стр.1170

5

Итого по разделу II Оборотные активы, стр.1200

6

Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов), стр.1240

7

БАЛАНС (актив), стр.1600

8

Уставный капитал, стр.1310

9

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), стр.1370

10

Итого по разделу III Капитал и резервы, стр.1300

11

Долгосрочные заемные средства, стр.1410

12

Итого по разделу IV Долгосрочные обязательства, стр.1400

13

Краткосрочные заемные средства, стр.1510

14

Кредиторская задолженность, стр.1520

15

Итого по разделу V Краткосрочные обязательства, стр.1500

16

Всего дебиторская задолженность, стр.1230

17

Всего кредиторская задолженность, сумма строк 1410, 1510 и 1520

18

Результат: дебиторская зад-ть минус кредиторская зад-ть (16 – 14)

19

Всего заемные средства (сумма строк 1410 и 1510)

20

Доля краткосрочных займов в общей величине займов (13/19)

21

Доля займов и кредитов в общих источниках финансирования (19/7)

Графа “Наличие риска” заполняется в следующем порядке:· – соответствует критериям оценки риска (отрицательная оценка); – положительная оценка;

X – не соответствует критериям оценки риска, либо нет данных.

Приложение N 5

N

Наименование показателя

Сравниваемые периоды

Рост

Наличие

п/п

предыдущий

текущий

(снижение), %

риска

1

Сумма НДФЛ, по ставке 13%, исчисленная по справкам 2-НДФЛ, тыс.руб.

2

Сумма НДФЛ, по ставке 13%, удержанная по справкам 2-НДФЛ, тыс.руб.

3

Сумма НДФЛ, по ставке 13%, перечисленная по справкам 2-НДФЛ, тыс.руб.

4

Сумма НДФЛ, по ставке 13%, поступившая в бюджет согласно КРСБ, тыс.руб.

5

Сумма НДФЛ, по ставке 13%, не перечисленная в бюджет, тыс.руб. (2-4)

6

Общая сумма дохода по 2-НДФЛ (с кодом дохода 2000, 2530), тыс.руб.

в т.ч. должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер)

7

Численность работников (кол-во справок с кодом дохода 2000, 2530), чел.

в т.ч. должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер)

8

Среднемесячная з/плата по налоговому агенту, без учета должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер), руб.

9

Размер среднемесячной з/платы должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер), руб. (6/7//12 месяцев

10

Максимальный размер з/платы по налоговому агенту, руб.

11

Минимальный размер з/платы по налоговому агенту, руб.

12

Численность работников по Сведениям о среднесписочной численности работников за год, чел.

13

Размер среднемесячной з/платы по коду ВЭД, руб.

14

Отношение средней з/платы по налоговому агенту к средней заработной плате по коду ВЭД, % (8 / 13 * 100%)

15

Размер регионального прожиточного минимума, руб.

16

Отношение средней з/платы по налоговому агенту к региональному прожиточному уровню, % (8 / 15 * 100%)

17

Среднесписочная численность по данным формы РСВ-1 ПФР, чел.

18

Начислено страховых взносов по данным ПФР, тыс.руб.

19

ФОТ на основании данных ПФР, тыс.руб. (18 * 0,14)

20

Среднемесячная з/плата, расчитанная по данным ПФР, руб. (19 / 17) / 12 месяцев

21

Отклонения среднемесячной з/платы по данным налогового органа и ПФР, руб. (8-20)

Анализ в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ или снизивших поступления НДФЛ, проводится по п.п.1-5 таблицы. Анализ для налоговых агентов, выплачивающих з/плату ниже уровня по ВЭД и прожиточного уровня, проводится по п.п.6-21 таблицы.

Приложение N 6

N

Наименование показателя

Сравниваемые периоды

Рост

Наличие

п/п

предыдущий

текущий

(снижение), %

риска

1

Общая сумма дохода от предпринимательской деятельности (стр.110 листа В 3-НДФЛ), тыс.руб.

2

Общая сумма профессиональных налоговых вычетов (стр.120 листа В 3-НДФЛ), тыс.руб., в т.ч.:

сумма материальных расходов (стр.050 листа В 3-НДФЛ)

сумма амортизационных начислений (стр.060 листа В 3-НДФЛ)

сумма расходов на выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц (стр.070 листа В 3-НДФЛ)

сумма прочих расходов (стр.090 листа В 3-НДФЛ)

3

Удельный вес вычетов в составе доходов, % (2 / 1 * 100%)

4

Реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав по соответствующим ставкам налога (стр.010-050 раздела 3 Декларации по НДС), налоговая база (гр.2 раздела 4 Декларации по НДС), стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг), без НДС (гр.2 раздела 7 Декларации по НДС), тыс.руб.

5

Отклонение налоговой базы по НДФЛ и НДС, тыс.руб. (4-1)

Анализ для ИП, заявивших профвычеты более 90% от общей суммы дохода, проводится по п.п.1-3 таблицы. Анализ для ИП, отразивших по НДС выручку от реализации, при отсутствии доходов по 3-НДФЛ, проводится по п.п.1, 4, 5 таблицы.

Приложение N 13

тыс.руб.

N
п/п

Наи-
мено-

ИНН

Показатели декларации по налогу на прибыль
за период до рассмотрения на комиссии

Показатели уточненной декларации, представленной по итогам рассмотрения

Показатели декларации по налогу на прибыль
за период после заслушивания на комиссии

Показатели декларации по налогу на прибыль
за соответствующий период предыдущего года

вание
нало-
го-
пла-
тель-
щика

пе-
риод

Доход
(стр.
010
стр.
020
Листа
02
стр.
010
Листа
05)

Расход
(стр.
030
стр.
040
Листа
02
стр.
030
Листа
05)

Прибыль
(стр.
100
Листа
02)

Убыток
(стр.
100
Листа
02)

Исчис-
ленный
налог
на
прибыль
(строка
180
листа
02)

Нало-
говая
наг-
рузка
(стро-
ка 9/
строка
5)

дата
пред-
став-
ления

пе-
риод

доход
(стр.
010
стр.
020
Листа
02
стр.
010
Листа
05)

расход
(стр.
030
стр.
040
Листа
02
стр.
030
Листа
05)

Прибыль
(стр.
100
Листа
02)

Убыток
(стр.
100
Листа
02)

Исчис-
ленный
налог
на
прибыль
(строка
180
листа
02)

Нало-
говая
нагрузка
(строка
17/13)

допол-
нительно
исчислен
налог на
прибыль
(стр.
17 –
стр.9)

умень-
шен
убыток
(строка
16 –
строка
8)

пе-
риод

доход
(стр.
010
стр.
020
Листа
02
стр.
010
Листа
05)

расход
(стр.
030
стр.
040
Листа
02
стр.
030
Листа
05)

Прибыль
(стр.
100
Листа
02)

Убыток
(стр.
100
Листа
02)

Исчис-
ленный
налог
на
прибыль
(строка
180
листа
02)

Нало-
говая
наг-
рузка
(строка
26 /
строку
22)

пе-
риод

доход
(стр.
010
стр.
020
Листа
02
стр.
010
Листа
05)

расход
(стр.
030
стр.
040
Листа
02
стр.030
Листа
05)

Прибыль
(стр.
100
Листа
02)

Убыток
(стр.
100
Листа
02 )

Исчис-
ленный
налог
на
прибыль
(строка
180
листа
02)

Нало-
говая
наг-
рузка
(стро-
ка 33
/ 29)

допол-
нитель-
но ис-
числен
налог
на при-
быль
(стр.26 –
стр.33)

умень-
шен
убыток
(стро-
ка
25 –
строка
32)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Приложение N 14

(тыс.руб.)

N
п/п

Наиме-
нование

ИНН

Показатели декларации по НДС за период до
заслушивания на комиссии

Показатели уточненной декларации по НДС,
представленной по итогам заслушивания

Показатели декларации по НДС в последующих
налоговых периодах после заслушивания на комиссии

Показатели декларации по НДС
за соответствующий период предыдущего года

налого-
платель-
щика

пе-
риод

Сумма НДС,
исчислен-
ная по на-
логообла-
гаемым
объектам
(всего
строка 120
раздела 3)
строка 060
раздела 2
гр.3
строки 010
раздела 6

Общая
сумма
НДС,
подле-
жащая
вычету
строка
220 раз-
дела 3
строки
010 раз-
дела 4 и
5 строки
010 раз-
дела 6

Удельный
вес
вычетов
в начис-
лениях
(стр.6/
стр.5)

Сумма к
уплате
в бюд-
жет
(строка
040
раздела
1)

Сумма
к воз-
меще-
нию из
бюдже-
та
(стро-
ка 050
разде-
ла 1)

дата
пред-
став-
ления

пе-
риод

Сумма НДС,
исчислен-
ная по на-
логообла-
гаемым
объектам
(всего
строка
120 разде-
ла 3)
строка 060
раздела 2
гр.3
строки 010
раздела 6

Общая
сумма
НДС,
подле-
жащая
вычету
строка
220 раз-
дела 3
строки
010 раз-
дела 4 и
5 строки
010 раз-
дела 6

Удельный
вес
вычетов
в начис-
лениях
(стр.13/
стр.
12)

Сумма к
уплате
в бюд-
жет
(строка
040
раздела
1)

Сумма
к воз-
меще-
нию из
бюдже-
та
(стро-
ка 050
разде-
ла 1)

Допол-
нитель-
но ис-
числен
НДС к
уплате
НДС
(стр.15 –
стр.8)

Умень-
шена
сумма
возме-
щения
НДС
(стр.16 – стр.
9)

пе-
риод

Сумма НДС,
исчислен-
ная по на-
логообла-
гаемым
объектам
(всего
строка 120
раздела 3)
строка 060
раздела 2
гр.3
строки 010
раздела 6

Общая
сумма
НДС,
подле-
жащая
вычету
строка
220 раз-
дела 3
строки
010 раз-
дела 4 и
5 строки
010 раз-
дела 6

Удельный
вес
вычетов
в начис-
лениях
(стр.21
/стр.20)

Сумма к
уплате
в
бюджет
(строка
040
раздела
1)

Сумма к
возме-
щению
из бюд-
жета
(строка
050
раздела
1)

пе-
риод

Сумма НДС,
исчислен-
ная по на-
логообла-
гаемым
объектам
(всего
строка 120
раздела 3)
строка 060
раздела 2
гр.3
строки 010
раздела 6

Общая
сумма
НДС,
подле-
жащая
вычету
строка
220 раз-
дела 3
строки
010 раз-
дела 4 и
5 строки
010 раз-
дела 6

Удельный
вес
вычетов
в начис-
лениях
(стр.27
/стр.
26)

Сумма к
уплате
в
бюджет
(строка
040
раздела 1)

Сумма к
возме-
щению
из бюд-
жета
(строка
050
раздела 1)

Допол-
нитель-
но ис-
числен
НДС к
уплате
НДС
(стр.23 –
стр.29)

Умень-
шена
сумма
возме-
щения
НДС
(стр.24 –
стр.30)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

Первый тревожный звонок

Тем, кто попал под прицел, налоговики заблаговременно — не позднее чем за 1 месяц до даты предполагаемой комиссии — рассылают типовые информационные письмаприложение № 11 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. В них излагаются все подозрительные, по мнению инспекторов, факты и обстоятельства. Кроме того, в письме налогоплательщику предлагается самостоятельно встать на путь исправления, а именно:

  • перепроверить свои налоговые показатели и представить либо пояснения, либо уточненки с увеличенной суммой налога;
  • погасить задолженность по НДФЛ;
  • принять меры по повышению зарплаты до желаемого уровня;
  • оценить свои риски в соответствии с Общедоступными критериямиприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/[email protected], по которым налоговики отбирают претендентов для выездных проверок.

С того момента, как вы получили такое письмо, у вас есть 10 рабочих дней на то, чтобы должным образом продемонстрировать свою «работу над ошибками». Например, подать уточненную декларацию и доплатить налог либо письменно аргументировать причины, из-за которых вы стали объектом внимания налоговиковПисьмо ФНС от 17.07.

Вызов на ковер

Если, что называется, делом вы никак не отреагируете на информационное письмо, тогда уже налоговики пригласят вас для «разговора по душам», прислав Уведомление о вызове в налоговый орган налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента)приложение № 2 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/[email protected] с указанием даты, места и времени встречи.

Сразу скажем: не повторяйте ошибок тех, кто пытался оспаривать в суде вызов на комиссию. Это бессмысленное занятиесм., например, Постановления АС ЗСО от 15.08.2014 № А67-7552/2013; ФАС ЗСО от 08.05.2014 № А27-10859/2013; ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013. Налоговые органы имеют полное право вне рамок проверки вызывать налогоплательщиков письменным уведомлением для дачи поясненийподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. А те, в свою очередь, обязаны выполнять законные требования налоговиковподп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Проигнорировать вызов, не явившись на комиссию без уважительной причины, тоже не лучшая идея. Во-первых, за неявку грозит штраф для руководителя фирмы или предпринимателя — от 2000 до 4000 руб.ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ Правда, он может быть взыскан только через судч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ. Также заметим, что этот штраф предусмотрен именно за необоснованную неявку.

Во-вторых, от вас все равно не отстанут, а вызовут на комиссию повторно. Если вы снова не явитесь, тогда последует приглашение на комиссию уже в региональное УФНС. Ну а если и этот вызов останется без ответа, тогда выездная проверка вам практически обеспеченаПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Стоит ли говорить, что пренебрежение повторными вызовами на комиссию — это повод для повторных же штрафов для руководителя или ИП…

СОВЕТ

Если явка на комиссию в назначенный день невозможна по какой-то уважительной причине (например, командировка директора или болезнь главбуха), сообщите об этом в ИФНС, лучше письменно. Заседание, скорее всего, перенесут на другую дату и повторно пришлют уведомление.

Как в дальнейшем контролируются налогоплательщики, вызванные на комиссию?

С учетом того, что основной целью работы комиссии является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов, последующая работа в отношении всех налогоплательщиков, рассмотренных на комиссии, заключается в проведении ежеквартального мониторинга по следующим направлениям:

  • анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и определением сумм налогов, дополнительно поступивших в бюджет;
  • контроль за погашением задолженности по НДФЛ;
  • мониторинг динамики численности и заработной платы;
  • мониторинг динамики показателей налоговой нагрузки.

Ежемесячно отслеживаются поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по коду видов экономической деятельности.

В случае если по результатам мониторинга, проведенного в отношении указанной категории налогоплательщиков, положительных тенденций не выявлено и пояснения не представлены, весь пакет документов по данным налогоплательщикам передается в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса об их включении в план выездных налоговых проверок.

Е.Ю.Каримова

Эксперт журнала

“Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение”

Кому идти?

По-хорошему, инспекторы хотят лицезреть непосредственно руководителя (ИП) или главного бухгалтера. Но на комиссию может прийти и какой-либо иной представитель налогоплательщика, в частности юрист компании, естественно, с доверенностью. Можно явиться и в большем составе, например главбух и юрисконсульт.

Главное, чтобы представитель не был формальным, отправленным на комиссию, что называется, для видимости. Он должен суметь выстроить конструктивный диалог с инспекторами, грамотно ответить на их вопросы и привести разумные и убедительные доводы по тем фактам, которые явились причиной вызова на комиссию (убыточность, низкие зарплаты и т. д.).

А значит, это должен быть человек, хорошо осведомленный о состоянии дел вашей фирмы или ИП. Присутствие на комиссии человека несведущего, не способного внятно объяснить те или иные факторы, — это лишний повод для инспекторов взять налогоплательщика на карандаш. В связи с этим если, к примеру, ваш директор не очень хорошо разбирается в налоговых делах компании, то лучше ему пойти вместе со специалистом на комиссию.

Тому, кто пойдет на комиссию, целесообразно загодя выстроить линию защиты. То есть продумать аргументы, которые помогут обосновать наличие у вас «подозрительных» обстоятельств. При этом можно запастись доказательствами вашей правоты, например расчетами, копиями документов, регистрами налогового и бухгалтерского учета. Многие бухгалтеры берут с собой заранее подготовленные пояснения и затем просят приобщить их к материалам заседания комиссии.

Так, например, низкую прибыльность можно объяснить кризисом, общим падением спроса и продаж, высокой конкуренцией, новым видом деятельности и т. д. Причины убытков тоже могут быть самые разные: компания на стадии развития, необходимость привлекать займы, высокая трудоемкость.

А вообще бояться комиссий не надо, если, конечно, вы не злостный уклонист. По большому счету, это воспитательная работа с налогоплательщиками, не более. Хотя и с некоторыми элементами устрашения. К примеру, на «зарплатных» комиссиях, кроме самих инспекторов, нередко присутствуют представители ПФР, трудинспекторы, работники правоохранительных органов и прокуратурыПисьмо ФНС от 09.06.2016 № ЕД-4-15/[email protected]

Если вкратце, то с вами побеседуют, настоятельно порекомендуют улучшить свои налоговые показатели, предупредят о возможности выездной проверки и отпустят с миром. Кстати, все данные вам рекомендации и срок для устранения нарушений будут изложены в протоколе заседания комиссии, с которым вас должны ознакомить под роспись. Если пожелаете, вам выдадут и копию протоколаПисьмо ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

В свою очередь, вы узнаете, какое досье есть у налоговиков на вашу компанию, сможете объективно оценить свои риски и, что называется, подстелить соломки на особо проблемные участки вашего налогового учета.

Итак, комиссия прошла. К чему готовиться? К тому, что вы теперь на особом контроле у ИФНС. И скорее всего, за вами будут какое-то время наблюдать на предмет того, учли ли вы рекомендации налоговиков.

Если же никаких положительных в налоговом плане сдвигов замечено не будет, с большой долей вероятности можно сказать, что вас включат в претенденты на выездную проверку.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector