Унифицированная форма № Т-10 – бланк и образец
Содержание
- 1 Что представляет собой справка о командировке
- 2 Для чего нужен документ
- 3 Где получить справку о командировке
- 4 Как составляется справка о командировке
- 5 Как оформить командировку без применения командировочного удостоверения
- 6 Оборотная часть
- 7 Ответы на распространенные вопросы про образец справки о командировке
- 8 Содержание и образец
Что представляет собой справка о командировке
При этом не важно, для чего именно работник был командирован – закон не ограничивает работодателей в возможности организации служебных поездок для своих подчиненных при возникновении любой производственной необходимости. Если сотруднику выдается справка о командировке, предполагается, что на предприятии имеются и иные подтверждения того, что она имела место быть:
- приказ начальства или распоряжение об организации служебной поездки;
- уведомление о том, что сотруднику необходимо отправиться в командировку (поручение, служебная записка и пр.);
- заявление сотрудника о выдаче ему денежных средств под отчет;
- служебное задание;
- командировочное удостоверение сотрудника;
- отчет о командировке сотрудника.
Справка может потребоваться для того, чтобы предъявить ее по месту прохождения обучения, в каком-либо государственном учреждении, в управляющей компании. Документ может понадобиться даже для предъявления в коммунальные службы как доказательство того, что единственного жильца не было дома, и коммунальными услугами никто не пользовался. Подобная справка может пригодиться и в суде, чтобы доказать, что человека не было в городе.
Причем справка о командировке может понадобится работнику не только по приезду в компанию, которая направила его в поездку, но и перед отъездом. Например, подобный документ может помочь ускорить процедуру регистрации брака в ЗАГСе.
Для чего нужен документ
Командировочный лист (командировочное удостоверение) выдается сотруднику, направляемому в поездку с целью исполнения служебных обязанностей.
Заполняется удостоверение на унифицированном бланке по форме Т-10 (Постановление Госкомстата России № 1 от 05.01.2004). При этом действующее законодательство позволяет работодателю составить форму командировочного листа самостоятельно, включив в него необходимые пункты и положения. В данном случае разработанный формат необходимо закрепить в учетной политике и иных локальных нормативно-правовых актах организации.
Где получить справку о командировке
Обычно выдачей подобных справок занимаются сотрудники отдела кадров предприятия. Документ обязаны оформить в течение 3 дней с даты обращения работника. Бумага должна быть подписана нанимателем и заверена печатью учреждения. Информация, занесенная в справку является персональными данными сотрудника, а потому:
- только сотрудник имеет право на свободный доступ к документу (получить готовую справку сможет либо он сам лично, либо его доверенное лицо с оформленной и заверенной доверенностью);
- сведения, содержащиеся в документе, не могут быть переданы третьим лицам и сторонним организациям без согласия сотрудника;
- лица, имеющие доступ к сведениям, будут привлечены к ответственности за их разглашение.
Как составляется справка о командировке
Унифицированной формы справки о командировке не существует, а потому она составляется в произвольном порядке или по образцу, утвержденному внутренними актами компании. Текст справки и содержащаяся в ней информация будет зависеть от того, куда сотрудник намерен ее передать. В тексте документа непременно указываются:
- кому предназначена справка (может быть указан адресат, или прописана общая фраза “по месту требования”);
- название бумаги;
- дата составления справки и порядковый (регистрационный) номер документа;
- место оформления справки;
- текст справки, содержащий в себе информацию о трудовых отношениях работника и работодателя, о времени направления сотрудника в командировку и периоде его пребывания в поездке, о пункте назначения;
- подпись сотрудника отдела кадров и руководителя, печать предприятия.
Как оформить командировку без применения командировочного удостоверения
Командировка
В случае, если организация решила больше не пользоваться упраздненными формами, то нужно зафиксировать отказ от командировочных удостоверений. Из локального акта, каким может быть «Положение о командировках», следует убрать все упоминания об этих формах. И соответственно прописать, что теперь для всех этих целей используется приказ о направлении служащего в командировку.
Также в локальном акте нужно зафиксировать размер суточных, порядок признания и возмещения расходов. В том числе и как должна подтверждаться поездка работника на своей машине.
Информация о выбытии сотрудника в рабочую поездку ранее упоминалась в специальном журнале, где была особая графа для номера удостоверения. Теперь там можно ставить прочерк или не заполнять вовсе.
Служебную поездку нужно подтверждать проездными билетами (например, авиабилеты, билеты на поезд и прочие) к пункту назначения и обратно. Если работник их потерял, то следует обратиться в транспортную компанию для получения копии. Также нужны все чеки и квитанции на гостиницу, съем квартиры, оплату связи и остальные расходы.
В случае когда служащий отправился в командировку на своем авто, то по приезду обратно ему нужно подать служебную записку с датами прибытия-выбытия и подтверждающие документы (кассовые чеки на ГСМ, парковочная квитанция, путевой лист и прочее).
В настоящее время нужны только соответствующие квитанции и авансовый отчет для подтверждения расходов. Если нет квитанций, то придется на эти суммы начислить НДФЛ. Что касается командировочных удостоверений, то суды и раньше признавали, что они не нужны, так как нет такого требования в Налоговом Кодексе.
При расчете базы по налогу на прибыль командировочные признаются расходами, связанными с производством и реализацией. Эти расходы принимаются к учету на дату принятия авансового отчета. До 2015 года удостоверения были нужны для включения командировочных в состав расходов.
Все расходы на поездку должны быть обоснованы экономически. Для этого достаточно, чтобы цель поездки, указанная в приказе, была направлена на получение дохода. Налоговики до 2015 года сами признавали, что в этом плане приказ и командировочное удостоверение по сути дублируют друг друга.
Таким образом, закон однозначно позволяет обойтись без командировочных удостоверений. И это серьезно упрощает документооборот, особенно для малого бизнеса. Но для более крупных предприятий может быть полезным сохранить эту форму для более полного контроля над перемещениями персонала.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl Enter, чтобы сообщить нам.
Как было указано выше, руководство организации самостоятельно принимает решение об обязанности заполнения и формате документа. Если работодатель заполняет форму Т-10, ему надлежит придерживаться общепринятого порядка заполнения. Унифицированный бланк командировочного листа состоит из лицевой и оборотной сторон. Далее предлагаем инструкцию заполнения каждой из частей листа.
Оборотная часть
На титульной стороне необходимо внести ключевую информацию. Здесь указываются реквизиты самой организации: ее наименование и код ОКПО, а также параметры самого удостоверения (номер и дата).
Далее необходимо заполнить сведения о сотруднике, направляемом в командировку, и рабочей цели поездки. На лицевой части указываются следующие сведения:
- Ф.И.О., табельный номер и паспортные данные (при необходимости) работника;
- структурное подразделение и должность направляемого в командировку;
- данные о принимающей стороне (город, наименование организации);
- целевое назначение поездки;
- длительность поездки с указанием дат начала и завершения командировки и общего количества дней.
Лицевая сторона листа заверяется подписью руководителя и печатью (при наличии).
На обороте фиксируются все передвижения сотрудника. Здесь принимающая организация проставляет следующие отметки:
- о дате фактического прибытия;
- о дне выбытия.
Таким образом, на обороте отображается фактическое количество командировочных дней. Также в обязательном порядке указываются фамилия, имя и отчество сотрудника и место командировки (город или иной населенный пункт).
Заверяет оборот листа руководитель принимающей организации, и, при использовании, ставится печать учреждения.
Ответы на распространенные вопросы про образец справки о командировке
Вопрос №1: Может ли работодатель передать справку о командировке сразу по месту требования, указанному сотрудником при запросе документа?
Ответ: Нет, сотрудники отдела кадров не имеют таких полномочий.
Вопрос №2: Может ли справка о командировке быть написана от руки, не на компьютере?
Ответ: Да. Главное, чтобы документ содержал в себе все обязательные реквизиты, подпись руководителя и печать организации.
Содержание и образец
Удостоверение по форме Т-10 необходимо заполнять в строгом соответствии с установленными правилами. Ошибки в документе не допускаются. Если при оформлении была допущена неточность, то ошибочные сведения необходимо зачеркнуть одной линией, а верную информацию надписать сверху. Исправления необходимо заверить. Специалист, отвечающий за оформление документа, должен расписаться и поставить печать (при ее наличии в учреждении).
Если работник в рамках одной поездки должен посетить несколько городов или принимающих предприятий, то при проставлении отметок должна строго соблюдаться хронология.