Плюсы и минусы арендного бизнеса и как его начать
Как открыть арендный бизнес: выбираем направление и ищем помещение
Чтобы найти подходящее помещение, сначала определитесь, кто будет вашим арендатором:
- Магазины
- Компании, которым нужен офис
- Организации, которые ищут место для хранения продукции
Street retail — это торговые помещения, расположенные на первых этажах зданий. У них есть отдельный вход и собственные витрины. Обычно под эти цели выкупают несколько квартир и объединяют их. При выборе такого помещения специалисты рекомендуют обращать внимание на следующие моменты:
- Расположение на правой стороне от основного движения
- Первый этаж или полуподвал
- Рядом не должно быть других пустующих площадей поблизости
- Возможность перепланировки
Это востребованный вариант коммерческой недвижимости. Чаще всего ее арендуют небольшие магазины или частные компании, работающие в сфере услуг.
Если правильно выбрать место и назначить адекватную стоимость, арендаторов найти довольно просто. Здесь очень важно не ошибиться, если вы планируете заключить договор на длительный срок.
Если у вас нет квартиры в собственности, обратите внимание на офисные и торговые помещения, расположенные в деловых и торговых центрах. Можно приобрести у владельца долю и сдавать небольшое помещение в аренду. Спрос на аренду недвижимости в центре города или у метро обычно высокий.
Однако учтите, что здесь существуют свои сложности:
- На вас ложится обязанность по урегулированию отношений между арендатором и владельцем центра
- Все изменения и ограничения, которые могут быть внесены в устав центра, могут повлиять на стоимость доли
- Вам нужно будет согласовать с владельцем центра возможность парковки автомобилей
Предоставление складских помещений небольшим компаниям и предприятиям — это хороший вариант дохода. При выборе помещения обратите внимание, чтобы у него был удобный подъезд, были подведены коммуникации и установлены системы вентиляции. Для некоторых видов товаров понадобятся также кондиционеры для поддержания определенной температуры.
Помните, что предоставление в аренду склада — это коммерческая деятельность, требующая регистрации ИП. Систему налогообложения можно выбрать упрощенная. Что касается кода ОКВЭД, подойдет 70.20.2 — Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества.
Существует 4 типа складских помещений, которые различаются размером площади и условиями хранения товаров:
- Класс А. Помещение с ровными бетонными полами с антипылевым покрытием. Потолки не могут быть ниже 13 метров. Соответствует европейским стандартам: требуется установка современных систем пожаротушения и защиты от взломов.
- Класс В. Полезная площадь составляет 1’000-5’000 м².
- Класс С. Это капитальные строения или утепленные ангары. Пол может быть асфальтированным, бетонным или плиточным. Потолки — не ниже 3,5 метра.
- Класс D. «Холодный» ангар с подвальным помещением, подвальное помещение на цокольном этаже в жилом доме, подсобные помещения и гаражи.
Выбирайте вариант, подходящий вам по размеру вложений и востребованный в выбранном районе города или области.
Плюсы и минусы арендного бизнеса
Заработок на аренде — это по большей части не сложные стратегии, для реализации которых ты берешь какой-то объект, предоставляешь в пользование на время и получаешь за это деньги. Рассмотрим подробнее, какие не очевидные на первый взгляд плюсы и минусы скрывает в себе этот бизнес.
Плюс №1 Относительная простота арендных стратегий. Самый главный плюс арендного бизнеса то, что он в принципе не очень сложный. Предоставление в аренду того, что уже есть не сравнить по трудозатратам и ресурсозатратам с налаживанием и запуском производства, например.
Плюс№2 Ежемесячные выплаты ренты.
Плюс №3 Доходность достаточно высокая во всех случаях — от 20 до 100% годовых.
Плюс №4 Защита от потери капитала.
Минус №1 Требуется время для запуска.
Минус №2 «Премия за знания»: чем лучше ты разбираешься в арендном бизнесе тем, соответственно, больше будет доходность. А также изучение чужих ошибок и опыта помогает избежать собственных граблей и лишних затрат там, где их можно было бы избежать. Так, доходность от посуточной сдачи квартиры при использовании стратегий кредитное плечо и распил на части, составляет 20-30%, без применения этих стратегий — всего 8%.
Минус №3 Необходимость формирования инвест-команды и связей в кругу инвесторов. Если вы занимаетесь арендным бизнесом, вам нужны будут люди, которые смогут сделать работу «под ключ». Особенно вопрос команды актуален для тех, кто живет в регионе, а сдавать доходные квартиры и дома хочет в Москве. Здесь вам понадобится брокер, риэлтор, бригада для инвесторского ремонта и управляющая компания.
Как правильно оформить взаимоотношения с арендаторами
В договоре аренды указывается местоположение объекта недвижимости: адрес, площадь, данные о регистрации бизнеса, срок аренды, размер арендной ставки и способ оплаты.
Согласно действующему российскому законодательству, повышать арендную плата можно не чаще 1 раза в год. Максимальный уровень повышения ставки и время, за которые вы будет предупреждать арендатора об этом, нужно прописать в договоре.
Сумма платы за аренду может быть указана в рублях, долларах или евро. Однако расчет производится только в рублях. Если арендная ставка привязана к иностранной валюте, в договоре нужно указать, что оплата осуществляется в рублях по курсу Центробанка в день оплаты.
Это означает, что если такие изменения не запрещены договором, то арендатор может требовать возмещения расходов или включениях их в счет арендной платы, вне зависимости от согласия владельца помещения.
Тщательно проработайте договор, лучше всего подключив профессионального юриста. Укажите обязательства арендатора и штрафы за их нарушение. Например, если арендатор задерживает оплату или нанес вред вашему имуществу.
Если договор аренды недвижимости заключается более чем на 364 дня, его необходимо зарегистрировать в территориальном подразделении ФРС (Росрегистрации). При подписании договора на неопределенный срок госрегистрация не нужна.
После подписания акта приемки-передачи между владельцем помещения и арендатором помещение считается сданным в аренду. Обязательно подробно укажите в этом документе состояние объекта недвижимости, чтобы избежать спорных ситуаций в случае порчи имущества. Вместе с помещением передается техпаспорт на объект.
4 этапа запуска любой арендной стратегии
1. Выбор актива
2. Источник финансирования
После того, как вы отметили в списке активы, которые у вас есть или которые вам бы хотелось приобрести, нужно определиться с источником финансирования. Будет ли это личный капитал, кредит в банке, деньги инвестора, а может быть лизинг или рассрочка? Причем, иногда активы даже не обязательно покупать или брать в аренду.
3. Запуск актива
На этом этапе происходит некое улучшение, дооборудование имеющегося актива для того, чтобы его сдавать дороже. Например, инвесторский ремонт в квартире, распил ее на части. Или хоумстэйджинг — создание уютного пространства, покупка недостающих деталей декора, техники, посуды, которые делают квартиру в разы привлекательнее для клиентов. Использование различных штурмовых конструкций (деление большого на малое, например) дают в 2-3 раза больший денежный поток.
4. Монетизация и управление
На этом этапе продолжаем работать над тем, чтобы актив приносил как можно больше денег. Допустим, квартиру дооборудовали, и думаем — как еще можно получить больше денег с ее сдачи? Например, применить еще одну штурмовую конструкцию «Перепродажа времени» и сдавать квартиру не на месяц, а посуточно. Более короткий срок аренды позволяет повысить доходность в 2 раза. Сейчас есть даже поминутная, почасовая аренда — это антикафе, залы для мероприятий, аренда самокатов, велосипедов, каршеринг.
Преимущества и недостатки арендного бизнеса
Это единственный вид бизнеса, где мы можем говорить о пассивном доходе. Главный плюс такого бизнеса заключается в том, выбрав подходящих арендаторов и оформив долгосрочные договоры, вы сможете получать прибыль без каких-либо активных действий.
При этом необходимо понимать, что доход будет зависеть от успешной деятельности арендаторов. Вам потребуется контролировать их работу и следить, чтобы помещение содержалось в должном состоянии.
Среднее время окупаемости вложений — 7 лет, при условии, что удастся быстро найти надежных арендаторов.
Без опыта в предпринимательстве советуем не начинать свое дело с нуля, а приобрести работающий арендный бизнес. Его главный плюс — контракты с действующими арендаторами, которые заинтересованы в продлении договоренностей с новым владельцем.
Главное здесь заранее оговорить все нюансы деятельности и прописать условия передачи активов в договоре купли продажи. Это позволит снизить риски.