Бухучет основных средств, зарплат, лицензий в бюджетных организациях

Списание основных средств в бюджетных организациях

К особенностям специфики бухучета в бюджетных организациях относится:

  • строгий контроль исполнения расходов сметы;
  • организация учета в разрезе бюджетных классификаций;
  • строгое соответствие нормативной документации всех операций.

Ведение бухгалтерского учета в непроизводственных организациях основывается на законодательство РФ о бюджетном процессе и бюджетном устройстве и Гражданском Кодексе.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Ежегодно Министерство Финансов публикует на своих официальных ресурсах действующие нормативные акты, которые содержат указания по ведению учета и отражению операций в балансе организации, с описанием специфики для различных видов деятельности.

Операции бухучета основных средств делятся на 4 основных вида:

  • приемка/приобретение основных средств;
  • движение внутри организации;
  • расчет амортизации и начисление износа;
  • выбытие/продажа основных средств.

Общий аналитический учет ведется наравне с коммерческими организациями, для оформления первичной документации используются формы ОС – c 1 по 10.

Для синтетического учета используются субсчета по счету 010Х XX XXX раздела I “Нефинансовые активы”.

Амортизация начисляется следующим образом: кредитуются аналитические счета по счету 0104 к дебету 0401 01 271 “Расходы на амортизацию ОС и НМА”.

При расчетах и начислениях следует руководствоваться п.43 Инструкции №148н о разделении основных средств по группам

Бухучет основных средств, зарплат, лицензий в бюджетных организациях

и другими нормативными актами для бухучета амортизации в бюджетных организациях.

Главной задачей бухучета в ТСЖ является отражение использования полученных денежных средств.

При этом отчетность необходима не только для контролирующих органов, но и для самих членов товарищества, то есть квартировладельцев.

ТСЖ имеет право создавать свой рабочий план счетов для отражения движений по ним, при условии соблюдения:

  • единой методологии бухучета, в основе которой лежат принципы начисления и двоичной записи;
  • отражения всех производимых хозяйственной-денежных операций на основе первичной документации;
  • накапливания и систематизации всей первичной учетной документации.

Особенности расчетов по зарплате

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Расчет оплаты труда персонала в бюджетных организациях ведется в соответствии с тарифной сеткой, содержащей разряды и коэффициенты.

На разрядность и оклад сотрудника влияет результат аттестации, которую проводят в установленные организацией сроки

Бухучет зарплаты проводится по аналитическому и синтетическому учету.

Синтетический учет ведется на счетах 0502 02 210 и 211.

Основные средства списываются с баланса бюджетного предприятия по причине:

  • прихода в негодность из-за физического либо морального износа, стихийных бедствий, аварий и пр.;
  • передачи ОС другим организациям;
  • хищений и недостач;
  • реализации на сторону.
Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
110434410 110134410 Списание начисленной амортизации 75000,00 Акт о списании по ф. № ОС-4, бухгалтерская справка-расчет
140110172 110134410 Списание остаточной стоимости оборудования 5000,00
110536340 140110172 Оприходование запчастей 3000,00 Приходная накладная

ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ применим к бюджетным учреждениям. В нем отражены все основные принципы и правила ведения бухучета в нашей стране.

Специфическим НПА, регламентирующим бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, является Единый план счетов (и инструкция к нему), утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Единый план счетов). А единым он является для всех бюджетных структур, которые согласно п. 2 ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ делятся:

  • на автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

Кроме того, для каждого вида этих организаций есть свой частный план счетов:

  • приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н применяется автономными;
  • приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н действует для бюджетных;
  • приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н разработан для казенных организаций.

В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее — Указания), разъясняется порядок применения бюджетных кодов.

Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н, содержит формы отчетности и правила их заполнения.

Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетных структур.

Бухучет основных средств, зарплат, лицензий в бюджетных организациях

Кроме того, существует ряд правовых актов для отдельных отраслей и прочих частных НПА.

Поскольку основные принципы, следовать которым требуется при организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, изложены в законе № 402-ФЗ, общем для всех организаций, остановимся подробнее на структуре счетов и составлении проводок.

В основе учета у бюджетников лежит бюджетная классификация. Она необходима для сопоставимости показателей бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ. На ее основе разработаны счета бухучета в бюджетных учреждениях.

В Указаниях приведена структура кодов для систематизации доходов (гл. II, табл. 1), расходов (гл. III, табл. 2) и источников (гл. IV, табл. 5). КБК состоит из 20 разрядов, номер счета бухучета — из 26 разрядов. С помощью разрядов 1–17 номера счета бюджетного бухучета кодируется классификационный признак поступлений и выбытий. Они соответствуют разрядам 4–20 КБК. На схеме ниже это показано наглядно.

Разряды

КБК

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Счет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Согласно п. 2.1 приказа № 174н бюджетные учреждения в разрядах 1–17 могут отражать 0. Разряды 18–26 используются в бухучете учреждения.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), а также таблице плана счетов для бюджетных учреждений и п. 2.1 инструкции к нему (приказ № 174н).

Номер разряда счета

18

19–21

22

23

24–26

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета

Пример: счет 110535440 «Уменьшение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

1

105

3

5

440

За счет средств бюджета

Материальные запасы

Иное движимое имущество

Мягкий инвентарь

Уменьшение стоимости

План счетов состоит из 5 разделов. Первые 2 предназначены для учета активов — как в виде имущества, так и денежных средств, дебиторки и пр. Следующий раздел — для обязательств. В разделе 4 собраны счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов.

В целом состав активов и обязательств похож на аналогичные статьи в коммерческих организациях, но имеются отличия как в составе счетов, так и в их учете. Подробности можно найти в инструкции к Единому плану счетов, перечень проводок — в плане счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н).

Подробнее об одном из разделов плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете – это…»

Раздел 5 «Санкционирование расходов» содержит набор счетов для отражения получения и использования ассигнований из бюджета, лимитов обязательств, предоставляемых распорядителями бюджетов, плановых доходов и расходов. То есть, получив от вышестоящих инстанций уведомления на текущий год о лимитах на приобретение, например, материалов, учреждение отражает это на счетах учета. Отражение находит и использование этих лимитов.

Проводки со счетами раздела «Санкционирование расходов» содержатся в пп. 167–180 плана счетов для бюджетных учреждений (приказ № 174н). Проводки по санкционированию расходов записываются между счетами этого раздела.

Формирование первоначальной стоимости основных средств

По Инструкции к Единому плану счетов от 01.12.2010 № 157н для учета основных средств в 2017 году учреждения используют счет 101 00,  а для учета арендованного имущества – забалансовый счет 01 «Имущество, полученное в пользование».

Основные средства к бухгалтерскому и налоговому учету в 2017 году принимают по первоначальной стоимости. Согласно пункту 23 Инструкции № 157н, в стоимость надо включить сумму фактических затрат на приобретение или изготовление объектов с НДС, который предъявили поставщики.

Если учреждение – плательщик НДС, оно может получить вычет с суммы, входящей в стоимость имущества.

В первоначальную стоимость включите:

  • суммы, уплачиваемые поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования (например, стоимость услуг транспортной организации, зарплату сотрудников, которые осуществляли сборку);
  • суммы предъявленного НДС (в тех случаях, когда объект не будет использоваться в деятельности, облагаемой этим налогом);
  • стоимость израсходованных учреждением материалов;
  • оплату труда и начисления на оплату труда;
  • стоимость услуг сторонних организаций – соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков);
  • другие затраты, которые связаны с объектом.

Одним из ключевых нововведений, внесенных в Инструкцию № 174н, является правило формирования рабочего плана счетов в отношении структуры счета (п. 3.2 Приказа № 227н). Уже в текущем году установлено требование об обязательном включении бюджетными учреждениями в 15-17 разряды номеров соответствующих счетов кодов:

  • вида расходов;
  • аналитической группы подвида доходов;
  • аналитической группы вида источников финансирования дефицитов.

А с 1 января 2017 года в 1-4 разрядах номера счета обязательно должны отражаться аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий кодам раздела и подраздела расходов бюджета (см. также п. 21.1 Инструкции № 157н).

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 “Финансовые вложения”;
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 “Финансовый результат прошлых отчетных периодов”;
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 “Расходы по операциям с активами”.

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Амортизация в бюджетных учреждениях учитывается на счете 010400000. В зависимости от стоимости объектов она начисляется следующим образом:

  • объекты стоимостью 3000 руб. и менее, за исключением нематериальных активов и библиотечного фонда, не подлежат амортизации и сразу списываются на затраты с момента введения в эксплуатацию;
  • на объекты стоимостью более 3000 руб. и до 40000 руб. включительно начисляется амортизация в размере 100% с момента оформления на учет объекта недвижимого имущества или ввода в эксплуатацию объекта движимого имущества;
  • на объекты стоимостью свыше 40000 руб. – на основе установленных норм амортизации.

В третьем случае суммы амортизационных отчислений ОС рассчитываются линейным методом исходя из величины балансовой стоимости объекта, а также нормативного срока его полезного использования.

Счет Дт Счет Кт Описание проводки Сумма проводки Документ-основание
130404310 110404410 Начисление амортизации по полученному оборудованию 2478,00 Бухгалтерская справка-расчет

Амортизация в зависимости от стоимости и категории имущества начисляется с учетом особенностей, приведенных в таблице.

Имущество

Особенности начисления амортизации

Основание

Движимое имуществодо 3000 руб. (кроме  библиотечного фонда)

Амортизация не начисляется.
Стоимость спишите в расходы и отразите на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации»

п. 50 Инструкции к Единому плану счетов № 157н

Движимое имуществоот 3000 до 40 000 руб.

Единовременно начислите 100-процентную амортизацию при выдаче в эксплуатацию

п. 92 Инструкции к Единому плану счетов № 157н

Библиотечный фонд до 40 000 руб. (кроме периодических изданий)

Недвижимое имущество до 40 000 руб.

Единовременно начислите 100-процентную амортизацию сразу же при принятии объекта к учету

Недвижимое и движимое имущество и объекты библиотечного фонда выше 40 000 руб.

Амортизацию начисляйте ежемесячно

Амортизация в бухгалтерском учете начисляется линейным способом ежемесячно из срока полезного использования, в размере 1/12 годовой суммы. Суммы начисленной амортизации отразите на аналитических счетах, открытых к счету 104 00 «Амортизация». Об этом в пунктах 84-85 Инструкции №157н.

Учет материальных ценностей, лицензий и госпошлин

Бухучет материалов, ценностей и товарных запасов используется для отражения операций с имуществом, не являющимся основными средствами организации, и используемым для собственных нужд, при производстве продукции или оказании услуг.

Синтетический учет ТМЦ ведется на субсчетах 0105 ХХ ХХХ счета.

Для специфики бухучета в бюджетных учреждениях создаются свои субсчета и фиксируются в учетной политике и рабочем Плане счетов данного учреждения.

Бухучет госпошлин происходит следующим образом: госпошлина приравнивается к федеральным налогам и сборам, поэтому проводки выглядя так:

  • Дт счета учета затрат Кт 68 – начисление госпошлины;
  • Дт 68 Кт 51 – уплата госпошлины.

Если организация оплачивает различные госпошлины, то их аналитический учет организовывается в соответствии с требованием Инструкции №94н, утвержденной Министерством Финансов 31.10.2000 г.

Лицензии относятся к нематериальным активам, которые условно делятся на две категории:

  1. одни дают право на осуществление какой-либо деятельности,
  2. другие предоставляют неисключительные права пользования и распоряжения (для программного обеспечения).

Приобретение первых сопряжено с осуществлением расходов на подачу заявления, непосредственную выдачу, а также консультационные юридические услуги.

Лицензии выдаются бессрочно, а, следовательно, расходы на их оформление нужно списывать единовременно

Сопутствующие затраты, в соответствии с ст.272 НК РФ, признаются на дату их осуществления, дату предъявления документов для расчета, либо в последний день отчетного периода.

Бухучет основных средств, зарплат, лицензий в бюджетных организациях

Расходы по приобретению программного обеспечения в бухучете лицензий относятся к “расходам будущих периодов” и закрываются проводками:

  • Дт 60 Кт 51 – отражается покупка нематериального актива;
  • Дт 97 Кт 60 – отнесение стоимости лицензии на расходы будущих периодов;
  • Дт 20 (25, 26, 40) Кт 97 – стоимость списана на расходы.

Документальное оформление учета

Для документального оформления в бухгалтерском учете операций с основными средствами в 2017 году используйте первичные учетные документы  по унифицированным формам или с обязательными реквизитами.

Формы и методические указания по их применению для учета операций с НФА утверждены приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52.

Постановка на учет проводится по документам от поставщиков или по приходному ордеру на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207).

Учет уставного капитала

Уставный капитал формируют при создании акционерные общества. Взносы учредителей могут представлять собой денежные средства, субъекты Российской Федерации имеют право выступать в качестве акционера.

Бухучет уставного капитала производится на 75 счете “расчеты с учредителями”. При формировании фондов за счет взносов кредитуются субсчета данного счета.

Дт 82, 83, 84 Кт 80 – формирование уставного капитала за счет резервного капитала/добавочного капитала/нераспределенной прибыли.

Отличительной особенностью бухучета в организациях, где финансово-хозяйственные операции производятся из средств бюджета, является строгий контроль за исполнением расходных и доходных смет.

Их деятельность строго регламентирует Министерство Финансов РФ и местные исполнительные органы власти.

Вся документация имеет стандартизированные формы, об изменении которых можно узнать на официальных интернет-ресурсах, в подразделениях налогового управления и других изданий, освещающих новости бухучета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl Enter.

Исправление ошибок в учете основных средств

Если актив учли неверно, внесите корректировочные записи и оформите Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). В ней укажите обоснование для исправлений, наименование регистра учета, его номер и период, за который он составлен, корреспонденцию счетов, сумму исправительных записей.

Исправление внесите методом «Красное сторно» или дополнительной бухгалтерской записью по восстановлению объектов на балансовом учете. 

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Рассмотрим, как имущество, которое учли ошибочно в составе материальных запасов, перевести в ОС.

Пример перевода имущества из одной категории в другую

В бюджетном учреждении в составе МЗ ошибочно учли два калькулятора. Оформляя перевод в состав ОС, бухгалтер сделал записи:

№ п/п

Бухгалтерская операция

Бухгалтерские проводки

Дебет

Кредит

1

Исключен калькулятор из состава матзапасов методом «Красное сторно»

4 105 36 340

4 302 34 730

2

Сформирована первоначальная стоимость калькулятора

4 106 31 310

4 302 31 730

3

Принят к учету калькулятор в составе ОС

4 101 34 310

4 106 31 310

В случае перевода материального запаса в основное средство важно помнить, что амортизацию по данному активу необходимо доначислить.

Организация и ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Учет основных средств подвергается контролю в ходе большинства внешних проверок. Чтобы избежать проблем, необходимо не допускать ошибок в учете или вовремя их исправлять в ходе внутреннего контроля. Каждый орган имеет свои методики проверки, которые зависят от целей и задач контроля. Рассмотрим их подробнее.

Если к вам приходят ревизоры Контрольно-счетной палаты (КСП), то обязательной проверке подвергнутся основные средства, приобретенные или полученные в рамках целевых программ.

Необходимо будет доказать, что объекты установлены и используются по целевому назначению, которое предусмотрено программой. В противном случае, казенное учреждение будет отвечать за нецелевое использование, а бюджетному или автономному придется восстановить средства бюджета за счет собственных доходов.

Пример неверного использования ОС

В казенное учреждение поступил по целевой программе компьютер, который предназначен для обучения детей. Но его установили в бухгалтерию учреждения. Ревизоры выявили нецелевое использование.

Целевые программы имеют ограниченный срок действия. Если после завершения программы остались ОС, далее их можно использовать по усмотрению учреждения в рамках законодательства.

Прокуратура

С органами прокуратуры стоит приготовиться к выявлению неиспользуемого оборудования. Поэтому своевременно инвентаризируйте имущество, избегайте формального отношения бухгалтерии и материально-ответственных лиц к проверке.

По инвентаризации выявляйте неиспользуемые активы, устанавливайте причины этого и принимайте меры:

  • установить и ввести  в эксплуатацию, если объект исправен и может быть использоваться;
  • передать оборудование в другое учреждение или подразделение;
  • отремонтировать или подготовить к списанию.

В ходе инвентаризации можно найти недостачу или излишки основных средств, что может привести к выводам о хищениях.

Во многих ведомствах присутствуют органы внутриведомственного контроля, которые проводят не только проверки, но и методическую работу по повышению профессионализма работников.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Такие органы чаще всего находят следующие нарушения в учете ОС:

  • недостачи или излишки;
  • отсутствие инвентарного номера;
  • учет объектов с разными сроками использования, как один инвентарный объект;
  • учет комплекса объектов как отдельные инвентарные объекты;
  • неверное отнесение объекта в категорию имущества;
  • неправильная амортизационная группа;
  • несвоевременное или неполное отражение информации об объекте в инвентарной карточке (ф. 0504031);
  • нарушение порядка списания объектов, в том числе отсутствие разрешения на списание, а также экспертных заключений о невозможности ремонта и дальнейшей эксплуатации.
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

Adblock detector